Ирина Малугина
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста с помощью сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В статье рассказывается об актуальности проблемы развития речи у младших дошкольников. Автор рассматривает сущность метода сказкотерапии, показывает его эффективность и целесообразность.
Ключевые слова: речевое развитие, сказка, речь.
Публикация «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста с помощью сказкотерапии» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Средняя группа
- Темочки
Сегодня многие педагоги ДОО сталкиваются с проблемой недостаточно развитых навыков речевой деятельности детей. Поступающие в детский сад малыши часто имеют ограниченный словарный запас, им сложно выражать свои мысли и контактировать с окружающими. Поэтому очень важно заниматься проблемами речи и общим развитием младших дошкольников.
Одним из современных методов речевого развития детей младшего дошкольного возраста является сказка. Ведь язык сказок прост для восприятия, богат образными сравнениями и включает в себя несложные формы прямой речи. Сказочные герои большинству детей хорошо знакомы, им легко понять мотивы их поступков и следить за сюжетом. С помощью сказок ребята познают мир, учатся выражать свои эмоции, сопереживают героям, привыкают работать в команде и взаимодействовать друг с другом.
Включение в программу занятий сказок дает детям великолепные образцы русского литературного языка. Это простые и легкие для восприятия стихотворения Маршака, Чуковского, яркие образные повествования Ушинского, выразительный язык народных сказок.
Что же включает в себя сказкотерапия?
- рассказывание сказки (может быть как групповым, так и индивидуальным);
- постановка сказок с использованием различных видов театра (кукольный, пальчиковый, магнитный, би-ба-бо);
- сочинение сказок (придумывание новых историй, дописывание);
- анализ сказок (находить решение задачам, участвовать в исследовании героев);
- рисование сказок (тут потребуется наличие специальной подготовки, чтобы провести психодиагностическое рисование).
Наиболее популярными и востребованными сказками для развития речи младших дошкольников являются : «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Волк и козлята». Через восприятие сказок закладываются основы нравственного воспитания, сохраняются народные традиции и преемственность поколений. Сказки развивают память, внимание, воображение и творческое мышление детей.
Для формирования четкого и правильного произношения отдельных фраз и слов в процессе сказкотерапии, можно использовать упражнения на звукоподражание. В процессе чтения сказки педагог просит детей произносить отдельные звуки и словосочетания, обращая внимание на интонацию, темп речи и силу голоса.
Педагогические задачи, которые решает сказкотерапия :
- формировать умение слушать, запоминать, анализировать поступки действующих лиц произведения;
- обогащать словарный запас ребенка, помогать говорить ему правильно и выразительно;
- формировать умение отвечать на вопросы по содержанию сказки;
- развивать кругозор и интерес к художественной литературе;
- формировать навыки пересказа.
В работе со сказкой можно выделить три этапа:
1. Чтение сказки с ее последующим обсуждением. Очень важно, чтобы ребенок знал, что он может высказывать любое свое мнение и при этом не получит неодобрительной оценки от воспитателя.
2. Попросить детей нарисовать героя, который запомнился больше всего.
3. Проигрывание сказки по ролям. Предоставить ребенку возможность самому выбрать персонажа, а затем вместе проработать возможные проблемные моменты.
Завершающим этапом для формирования связной речи у младших дошкольников является умение одновременно рассказывать и показывать сказку. Для этого можно использовать настольный или кукольный театр, ставить мини-спектакли с костюмами и декорациями. С помощью таких мероприятий дети легко вживаются в роль сказочных героев, стараются передавать их мимику, интонации голоса, движения и даже черты характера. Все это способствует развитию любознательности, творческого воображения, познавательных способностей.
Таким образом, сказкотерапия расширяет детский кругозор, помогает в формировании целостного представления об окружающей действительности, оказывает положительное влияние на всестороннее развитие ребенка. Регулярное восприятие сказок активирует функции памяти и внимания, побуждают к поиску нестандартных решений, а также мотивирует дошкольников к общению со сверстниками и взрослыми.
Список использованной литературы
1. Евтухова, Л. Н. Роль сказки в речевом развитии младших дошкольников / Л. Н. Евтухова, М. В. Пронина. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа: Лето, 2014. — С. 52-54. — URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5576/ ( дата обращения: 10.09.2022).
2. Бован, Е. Ю. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста / Е. Ю. Бован. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань: Молодой ученый, 2020. — С. 1-3. — URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/371/15906/ ( дата обращения: 10.09.2022).