Светлана Крюкова
Развитие речи как средства общения и ориентировки в окружающем у детей от 2 до 3 лет
Речь является особой формой общения людей. Развитие речи младших дошкольников осуществляется посредством употребления разнообразных языковых средств. Для формирования речи имеет значение развитие ориентировки в окружающем. Следует развивать у детей способность наблюдать, узнавать разнообразные предметы, явления. Для развития смысловой стороны речи, в частности функции обобщения, необходимо уточнять названия деталей (частей) предмета (карманы, рукава, воротник у пальто, ручка у чашки, некоторых качеств (цвет, размер, расспрашивать о назначении вещей.
Публикация «Развитие речи как средства общения и ориентировки в окружающем у детей от 2 до 3 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В игре типа «Отгадай и назови» дети узнают предмет, рассказывают о его назначении и выполняют ряд специфических для данного предмета действий. Например, детально рассматривая сезонную одежду с детьми, воспитатель (или родитель) рассказывает о назначении каждой детали, показывает, как правильно застёгивать и расстегивать пуговицы и замки – «молнии», параллельно закрепляет навык последовательности действий при одевании на прогулку, при этом формирует способность к обобщению (соотносит предмет с группой подобных предметов и наоборот). Через группировку предметов педагог раскрывает детям значение собирательных существительных (одежда – это то, что надевают люди; головные уборы – то, что надеваем на голову).
Для обогащения словаря ребенка воспитатель активно использует в своей речи прилагательные и наречия, характеризующие предмет, ситуацию и побуждает к этому детей : пушистая, мягкая, теплая, меховая шубка; чистые, грязные руки; глубокая, мелка тарелка; горячий суп, холодный компот. Считается допустимым употребление в речи воспитателя упрощенных слов (бибика – машина, ляля – кукла) [ 3:211].
Организованные наблюдения за окружающим на третьем году жизни значительно расширяются и углубляются. Мы не только наблюдаем за различными транспортными средствами, но и учим детей различать их по внешнему виду (автомобили легковые и грузовые, автобусы, трамваи, троллейбусы, сани, показываем, из каких частей они состоят (кабина, руль, колёса, двери).
Мы учим детей различать и называть домашних животных и их детёнышей, птиц, рассказываем о птичьих повадках. Особый эффект всегда вызывает наблюдение за живым объектом. Так, наблюдая за кошкой, дети могут ее внимательно рассмотреть, погладить. Спустя некоторое время воспитатель начинает свой рассказ о кошке: «У кошки шерсть мягкая и пушистая, хвост большой и тоже пушистый. Кошка бегает и ходит. У нее на лапках есть когти и мягкие подушечки. Когти острые, но она ступает лапками мягко, неслышно. Это потому, что на лапках подушечки. Кошка ест рыбу, молоко. Молоко лакает язычком. Кошка – домашнее животное».
На повторных занятиях педагог активизирует речь детей, задавая вопросы: «Как мурлыкает кошка? Как ходит кошка? Что ест кошка? Как кошка пьет молоко?» На подобных занятиях дети запоминают движения животных и птиц; имитируют их; машут крыльями; клюют, как птички; мяукают, как кошка. Такие занятия – наблюдения способствуют обогащению словаря и жизненного опыта взаимодействия с окружающим миром [2 :103].
Для усвоения и закрепления материала по теме «Домашние и дикие животные» можно провести игры:
на различение и запоминание животных («Кто пришёл», «Кого не стало»);
на запоминание взрослых животных и их детёнышей («Кто с кем», «Кто у кого», «Чьи детки», «Найди маму»);
на имитацию характерных для животных действий («Кто как ходит?», «Кто, как кричит?»).
Наглядными пособиями для таких игр служат игрушки, карточки лото, предметные картинки, сюжетные картины. После детального рассматривания картин педагог совместно с детьми составляет по картине коротенькие рассказы в две – три фразы [ 4:42].
Рекомендуется примерно один раз в месяц включить в план рассматривание сюжетной картины («Едем в автобусе», «катаем шары», «Строим дом», «Катаемся на санках»). Рассматривая вместе с детьми картину, педагог акцентирует внимание на ее содержании: «Смотрите, вот девочка Таня. Она кормит птичек. Что делает Таня? Птички большие и маленькие. Какие птички? Большие птички – голуби, маленькие – воробьи. Какие птички сидят на крыше? Большие. Это голуби. Какие птички сидят на дереве? Маленькие. Это воробьи». Рассказ необходимо повторить не менее двух раз. В течение следующего месяца картину необходимо рассматривать с детьми вне занятий (индивидуально и группой).
Большое место на третьем году жизни отводится слушанию и последующему воспроизведению коротких рассказов, стихов, сказок. Особое внимание уделяется рассказыванию. Для этого хорошо использовать знакомые детям сказки. Так, работая над сказкой «Козлятки и волк», педагог показывает детям иллюстрации, характеризует волка и козлят: «Козлятки маленькие, а волк большой». Дети узнают и запоминают, что коза уходила «есть траву шелковую, пить воду студёную». Выясняют: «Зачем коза уходила в лес?». Чтение сказки лучше сопровождать показом настольного театра [ 2:115].
Заканчивая занятие по сказке, можно предложить малышам самостоятельно поиграть с фигурками настольного театра, посмотреть иллюстрации. Рассказывая во второй раз сказку, стишок, потешку необходимо побуждать детей к самостоятельному проговариванию отдельных слов. Педагог начинает рассказывать и, не договорив какую-нибудь фразу, задает вопрос: «Захотелось Мурке есть. Пошла Мурка к Катеньке. Катенька дала Мурке… Что дала? – Молока. Молоко Катя налила… Во что? – Налила в блюдечко».
В этом возрасте серьёзное внимание уделяется ознакомлению детей с потешками. Дети с удовольствием вслушиваются в народную речь, улавливают стихотворный ритм, богатство оттенков слов: травушка-муравушка, кисонька-мурлысенька, птичка-синичка. Потешки отличаются богатством форм и размеров. Содержание одних потешек не нуждаются в пояснениях («Водичка-водичка», а другие требуют показа предметов, действий, дополнительных указаний («Кисонька-мурлысенька», «Вот и люди спят»). Перед чтением потешек лучше провести предварительную работу. Например, перед знакомством с потешкой «Как у нашего кота» дети рассматривают игрушечного кота, рассказывают о своих впечатлениях (отмечают, какие у кота усы, глаза, зубки). Затем слушают саму потешку. В ряде случаев чтение сопровождается показом действий, описанных в потешке [1].
Внимание необходимо уделять специальным играм и упражнениям, в процессе которых дети учатся различать и называть цвета, размер (большой - маленький, длину (длинный - короткий, твёрдость и мягкость (мягкий - твердый, температуру (холодный - тёплый). Характеризуют количество предметов (один, много, мало, по одному, их расположение в пространстве (высоко - низко, далеко - близко, направление движения (вперед - назад, вниз - вверх).
Широко используется прикладывание, вкладывание одного предмета в другой (матрешки, пирамидки, миски).
Так же влияют на развитие речи детей занятия с использованием сюжетных игрушек (разных кукол, игрушечных животных). На таких занятиях разыгрываем какие-нибудь сюжеты (кормление игрушечных животных, укладывание куклы, подъем после сна, купание, прогулка, приглашение в гости к кукле игрушечных животных). При развёртывании сюжетов закрепляется название различных предметов, показываются действия с ними, и раскрывается их назначение. По ходу выполнения действий привлекаем малышей к активному участию (расставить посуду на столе для обеда кукол Тани и Саши; снять с куклы Кати пальто шапку, шарф).
Во время одевания, умывания приучаем детей помогать друг другу, формируем положительные взаимоотношения между ними. В результате этого также усваивается разнообразный словарь («Помоги Вале застегнуть сандалии»; «Подай Саше шарф»).
Для развития речи большую роль играет многократное повторение нового слова и фразы, например: «Это апельсин. Что это (показываем фрукт). Что у меня в правой руке? (Апельсин) В левой руке? (Апельсин)».
Можно использовать поручения, на него дети отвечают действием («Найди, принеси, покажи, дай, сделай», но поручения должны быть более сложными, чем на втором году жизни («Ксюша, подними мишку с пола и поставь его в шкаф. Саша, найди собачку большую и маленькую. Большую оставь себе, маленькую отдай Сереже») [ 2:35].
В самостоятельной игре детей тоже осуществляется успешное развитие речи. Играя, ребёнок употребляет слова и фразы, которые слышал от взрослых. «Спи, Катенька! Спи, маленькая! Закрывай глазки. Глазки закрывай – баю-бай!», «Я пошла на работу, а ты идешь в садик!». Во время игры необходимо учить детей играть, не мешая друг другу, формировать основы взаимодействия. Для этого подсказываем поводы общения : «Нельзя бросать мяч вверх! Можно окно разбить. И Арсения предупреди, чтоб не бросал мяч вверх!»; «Постарайся не мешать Ире. Толкнешь ее нечаянно, сломается постройка Иры, она обидится на тебя»; «Лиза, ты не забыла покормить зайчика? А чем будешь кормить?»; «Маша, Катя, приготовьте обед, к вам придут гости. А чем будете угощать?»
Наши малыши часто изображают котят, щенят, тявкают и мяукают и обязательно стараются обратить на себя внимание взрослого. Мы «принимая» игру, превращаем ее в сюжетную. В процессе самостоятельной игровой деятельности маленьких детей не только обогащаем их речь, формируем активный словарь, но и решаем задачи всестороннего развития. Важную роль в развитии речи отводится воспитанию звуковой культуры речи, Это особая речевая задача. Дети третьего года жизни легко усваивают многие звуки и закрепляют их в собственном произношении, учатся пользоваться своим голосовым аппаратом. При этом совершенствуется работа мышц языка, губ, нижней челюсти. Воспитание звуковой культуры речи у детей мы направляем на развитие у них слухового восприятия, на усвоение и закрепление правильного произношения звуков, которые формируются в процессе общего и речевого развития. Обращаем внимание детей на громкое и тихое, быстрое и медленное произношение одинаковых звуков, звукосочетаний, слов, фраз. Даем детям упражнения на соотнесенность звукоподражания с определенным объектом. Например: «Кто-то подошел к ребенку, остановился за его стулом и говорит: «Ква-ква-ква». «Кто пришёл поиграть?», - уточняет педагог.
Дети этого возраста неправильно произносят многие звуки, часто не договаривают окончания, опускают звуки, слова.
Знакомя ребёнка со звуком, мы связываем их с определённым образом (звук «У» - гудит самолёт, «И» - ржёт лошадь, «Тук-тук-тук» - стучит молоток, «Га-га-га» - кричит гусь, «Ж-ж-ж» - жужжит жук, «Кап-кап-кап» - идёт дождь). В этом возрасте мы учим детей говорить медленно, не спеша. Для закрепления звукопроизношения используем игру «Угадай, кто как кричит?». Мы выстраиваем две группы детей в ряд, одну против другой, на расстоянии 4-6 метров. Одной группе предлагаем произносить знакомые детям звукоподражания: мяу-мяу, ква-ква, ав-ав, бе, вторая группа должна угадать, какому животному оно принадлежит и громко его назвать. Затем роли меняются [1].
Необходимо внимательно следить за речью детей, слушать, как говорит ребенок, и повторять за ним правильно, чётко проговаривая, все его слова и фразы. В результате получается разговор, не выходящий за рамки тех слов и фраз, которые произносит ребенок.
На занятиях со строительным материалом, по художественному творчеству, по физической культуре, на музыкальных занятиях, в ходе режимных моментов, во время свободных режимных моментов, во время свободных игр дети встречаются с множеством различных предметов, материалов. В разнообразной деятельности педагог постоянно разговаривает с детьми. Идёт активизация пассивного словаря.
Тесный контакт с родителями – это необходимое условие для правильного, современного и всестороннего развития речи ребенка. Некоторых родителей беспокоит, что их ребенок не выговаривает звуки, неправильно произносит слова, переставляет в словах слоги. Педагоги предупреждают родителей, что не следует повторять вслед за ребёнком неправильно сказанное слово, так как это закрепляет дефект.
Объясняем родителям, что общаясь с детьми, следует избегать крикливой громкой раздражительной речи. Спокойная и правильная речь окружающих – пример для воспитания такой же речи у ребёнка.
Развитие речи происходит постоянно, но наибольшую значимость в этом развитии имеют первые семь лет жизни. Нельзя упустить этот шанс! В каждом из нас заложены предпосылки к гениальности и начинают развиваться они не от раннего обучения чтению, письму или высшей математике, а от способности ребёнка познать окружающий мир через зрение, слух, осязание, слово, через взаимодействия с понимающими и терпеливыми взрослыми. [ 1:107].
Литература
1. Вераксы Н. Е., Комарова Т. С. «Комплексные занятия в первой младшей группе по программе «От рождения до школы». Волгоград: Учитель, 1984.
2. Гербова В. В., Максаков А. И. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада». М. : Просвещение, 1984.
3. Гербова В. В., Казакова Р. Г. «Воспитание и развитие детей раннего возраста». М. : Просвещение, 1981.
4. Логинова В. И., Максаков А. И. «Развитие речи детей дошкольного возраста».
5. Радина Е. И. «Умственное воспитание детей раннего возраста». М. : Просвещение, 1968.
6. Рыжова Н. В. «Развитие речи в детском саду». М. : Академия развития, 2006.