Шабан Олеся
Занятие по развитию речи «Сами виноваты»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи. Побуждать детей аргументированно высказывать свое мне-ние, рассуждать. Передавать содержание сказки в свободной игре-теа-трализации. Подбирать эпитеты к заданному слову. Развивать речевое дыхание, артикуляционный аппарат детей.
Материалы, инструменты, оборудование. Игрушки: заяц, зайчиха, медведь, подушка, кастрюля, бочонок, домик.
Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям послушать сказку «Сами виноваты» (по С. Михалкову).
Публикация «Занятие по развитию речи „Сами виноваты“» размещена в разделах
«Построили себе Заяц и Зайчиха небольшой домик. Все вокруг уб-рали, расчистили, размели. Только остался у дороги большой камень.
- Давай оттащим его в сторонку, - предложила Зайчиха.
— А ну его! — ответил Заяц. — Кому надо будет, пусть убирает.
И остался камень лежать у крыльца.
Бежал однажды Заяц домой. Забыл, что камень на дороге лежит, споткнулся и расквасил себе нос.
В другой раз несла Зайчиха кастрюлю со щами, налетела на камень, щи пролила.
Пригласили как-то Заяц и Зайчиха в гости Михаила Ивановича
Топтыгина на пирог.
- Приду, — обещал Медведь. — И мед принесу.
Спешил Михаил Иванович в гости, большую бочку меду нес. Споткнулся о камень, да так, что перевернулся через голову и попал прямо в заячий домик. Бочку с медом разбил, дом развалил. Схватился Медведь за голову. Плачут зайцы от горя. А зачем плакать? Сами ви-новаты!»
Воспитатель задает детям вопросы:
с Сказка называется «Сами виноваты», как вы думаете, почему?
(Рассуждения детей.)
- О чем рассказывается в начале этой сказки? (Ответы детей.)
Хотите послушать, как об этом написал посатель? (Зачитывает отрывок)
Зайчиха предложила убрать камень. А что сказал Заяц? (Ответы детей.)
Педагог обращается к детям с предложением: «Вот Зайчиха, вот за-яц». (Достает игрушки.) «Давайте разыграем разговор Зайца и Зайчи-хи». (Вызываются двое детей.)
Бежал однажды Заяц домой, и что с ним произошло? (Ответы детей.)
— А что случилось с Зайчихой? (Рассказ ребенка.)
- Пригласили как-то Заяц и Зайчиха Медведя в гости. (Демонст-рирует игрушки.) Что произошло дальше? (Ответы.) Послушайте, как об этом сказано в сказке. (Зачитывает.)
Затем педагог спрашивает детей, кто хочет рассказать и разыграть сказку. (Вместо камня используется подушка.) Воспитатель предоставляет каждому ребенку максимальную самостоятельность. В случае затруднения дает подсказки. Вызывает детей по желанию - трех-четырех желающих.
Затем воспитатель обращается к детям: «Все неприятности произошли из-за того, что Заяц с Зайчихой не убрали с дороги камень. Какими словами можно охарактеризовать Зайца и Зайчиху? Какие они в этой сказке? (Ленивые, непредусмотрительные, неосторожные.)
Воспитатель напоминает детям, что от камней бывают не только не-приятности, но и польза. Просит их вспомнить и рассказать, что можно делать с камнями или из камней. Какие предметы сделаны из кам-ня? (Высказывания детей.) Какие бывают камни, какими словами можно их охарактеризовать. Например: разноцветные, драгоценные, тяжелые, плоские и т. д. (Ответы детей.)
Далее педагог зачитывает скороговорку про камешки: