Соловьва Светлана
Консультация для педагогов «Развитие речи ребёнка 5–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по развитию звуковой культуры речи ребенка включает не только правильное произношение, но и такие аспекты, как дикция, темп, сила голоса и интонационное выражение. Для развития интонации рекомендуется использовать игры с песнями и стихотворениями, например, народную игру «Гуси-гуси» и «Теремок», которые способствуют диалогической речи.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие речи ребёнка 5–7 лет“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
В дошкольном возрасте ребенок уже достаточно овладевает разговорной и устной речью, достигая хорошего уровня к 6-7 годам. Дефекты произношения могут быть, но они возникают в основном из-за недостаточной артикуляции или неправильного произношения со стороны окружающих. В таких случаях стоит обратиться к логопеду.
Даже если произношение правильное, важно продолжать работать над звуковой культурой. Фольклорные элементы, такие как скороговорки и потешки, могут служить отличным материалом. Упражнения с интонациями и смысловым ударением помогут ребенку осознать различные эмоциональные оттенки. Взрослый должен четко формулировать задачи, чтобы ребенок понимал, чему он учится, например, стремиться к выразительному чтению. Упражнения на грамматическую правильность также полезны, когда ребенок сам осознает правильные формы слов. Собака — щенок, собаки — много собак, щенки (щенята) —много щенков (щенят).
Подобные игры можно проводить и с другими существительными (названия овощей, фруктов, ягод).
Кладут различные фрукты и ягоды по нескольку штук или их изображения (названия должны быть ребенку хорошо знакомы). Сначала ребенок называет все фрукты: «Два яблока, две груши, три сливы, пять вишен, три черешни». Затем закрывает глаза, а взрослый убирает по очереди какие-нибудь фрукты и спрашивает, что изменилось, чего не стало. Ребенок отвечает: «Не стало яблок (груш, слив, вишен, черешен)». А если на столе лежали овощи, то ребенок отвечает, что не стало огурцов, помидоров, лука, свеклы.
Следует обратить внимание на правильное употребление таких форм множественного числа, как апельсинов (в разговорной речи бытует форма апельсин, помидоров (помидор).
Распространенной ошибкой у дошкольников является и неправильное согласование существительных и прилагательных среднего рода. Для упражнения в правильном употреблении рода существительных подбираются различные картинки. Вопросы взрослого вызывают ответ с называнием предмета. «Это что?» — «Ведро». — «Какое оно?» — «Голубое». — «А это что?» — «Вёдра». — «Какие?» — «Голубые». — «На картинке много чего?» - «Голубых ведер».
Так же проводятся и другие упражнения: белое облако — белые облака — белых облаков; красное яблоко — красные яблоки —красных яблок. Для сравнения детям предлагаются имена существительные мужского и женского рода: белая лента — белые ленты -— много белых лент; красный помидор — красные помидоры — много красных помидоров.
Для упражнений в правильном употреблении глаголов подберите такие слова, в которых дети чаще всего делают ошибки (хотеть; класть — положить; одеть — надеть). В употреблении глаголов одеть — надеть нередко делают ошибки и взрослые, поэтому только специальные упражнения помогут детям запомнить правильные формы.
Это легко удается при рассматривании картинок, которые изображают противоположное значение названных глаголов: «Мама одевает малыша» — «Мама раздевает малыша»; «Девочка надевает шубу» — «Девочка снимает шубу».
Важно отметить, что эти формы могут сближаться, сталкиваться в детской речи при игре (дети одевают и раздевают куклу). В обыденном речевом общении детей (и взрослых) употребление этих слов раздельно во времени, что затрудняет их разграничение. Дети собираются на прогулку. Взрослый говорит: «Надень шапку». Приходя с прогулки, ребенок слышит: «Сними шапку.» Таким образом, эти формы выступают перед ним как изолированные. Когда мы показываем ребенку картинки, мы «сталкиваем» разные формы и даем ребенку возможность их сопоставить и осознать.