Татьяна Баклыкова
Развитие речи при ознакомлении детей с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому педагогу необходимо владеть навыками выразительного чтения.
Умение воспринимать литературное произведение надо развивать и воспитывать у детей с самого раннего возраста. В восприятии художественных произведений дети дошкольного возраста проходят длительный путь — от безотчетного эмоционального отклика до понимания, что средства художественной выразительности зависят от содержания произведения. И в каждом возрастном периоде дошкольного детства решаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается.
Публикация «Развитие речи при ознакомлении детей с художественной литературой» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
В дошкольном возрасте знакомят детей с художественной литературой: сказки, рассказы, стихи и произведения «малых форм» фольклора: потешки, песенки, скороговорки и т. п.
ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
Для слушания и последующего воспроизведения используют произведения малых жанров, небольшие стихи и сказки. Так как маленькие дети очень восприимчивы к слову, все быстро запоминают и воспроизводят: у них активно «работает» непроизвольная память, что обусловлено и возрастными особенностями младших дошкольников, прежде всего свойствами их памяти, а также способностью концентрировать внимание лишь на короткий период времени, то залогом успешной работы с детьми является неоднократное повторение одного и того же текста.
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
Во второй младшей группе знакомят детей с теми же жанрами.
Начиная с младшей группы детей необходимо подводить к различению жанров. Конечно, углубляться в понимания специфики жанров не надо, достаточно лишь назвать жанр литературного произведения: «Сегодня я вам расскажу сказку», «Сейчас я прочитаю рассказ (стихотворение)». В младшей группе дети, слыша название жанра, просто запоминают, что «Маша и медведь» — это сказки, «Игрушки» А. Барто — это стихотворения. Необходимо избегать неправильных выражений («я вам расскажу стишок», «почитаю сказочку»). Названия жанров должны даваться четко и правильно: сказка, рассказ, стихотворение. Сказка рассказывается, рассказ читается, стихотворение читается и заучивается.
Сказки детям младшего дошкольного возраста предпочтительнее рассказывать, а не читать по книге: это усиливает эмоциональное воздействие, что в свою очередь способствует лучшему пониманию основного смысла сказки.
Детей приучают отвечать на вопросы, много вопросов малышам задавать не следует, но два-три вопроса, выясняющих, как они поняли содержание произведения, какие слова запомнили и как это содержание связывается с личным опытом ребенка, задать надо.
При запоминании стихотворений большое значение имеет воспитание звуковой культуры речи: при чтении стихов нужно научить малышей произносить их не спеша, четко выговаривая каждое слово.
После чтения рассказов и стихотворений, содержание которых близко и доступно каждому ребенку, можно напомнить детям аналогичные факты из их собственной жизни.
Запоминание стихов и сказок оказывает большое влияние на развитие словаря детей. Надо стремиться к тому, чтобы новые слова, услышанные детьми из произведений, входили в их активный словарь. А для этого следует чаще повторять их в самых разнообразных сочетаниях.
Особое внимание надо уделять формированию грамматически правильной речи, следить, чтобы, отвечая на вопросы по содержанию литературных произведений, дети пользовались словами в правильной грамматической форме.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
В средней группе, детям так же называются жанры изучаемых произведений, +можно останавливать внимание детей не только на содержании произведения, но и на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).
Очень важно продумать и правильно поставить вопросы после чтения произведения, чтобы помочь детям вычленить главное — действия основных героев, их взаимоотношения и поступки.
При чтении стихотворений педагог, обращая внимание детей на четкость и отчетливость произнесения звуков и слов, развивает звуковую культуру детской речи, стремится, чтобы эти навыки были перенесены и в обычную разговорную речь.
Продолжается работа над обогащением словаря. Как и в младшей, необходимо закреплять новые усвоенные слова. Если к тому же повторять закрепляемые слова, показывая картинку, игрушку, предмет, к которым данные слова относятся, они надолго войдут в активный словарь ребенка.
Продолжают воспитывать у ребенка способность воспринимать то, что он слышит, не только эмоционально, но и разумом. Дети привыкают для выражения своих мыслей отбирать слова, точно передающие то, что они хотят сказать.
СТАРШАЯ ГРУППА
Дети старшей группы способны более глубоко осмысливать содержание литературных произведений, могут уже различать литературные жанры и характерную их специфику. Они легко различают прозу и поэзию,
Вопросы, предложенные после чтения рассказа, должны выяснить и понимание основного содержания, и умение оценить действия и поступки героев.
Если наряду с содержанием дети усваивают и художественную форму, то образные слова и выражения впоследствии перейдут в их активный словарь.
При заучивании стихотворений не надо сразу давать установку на запоминание стихотворения. Только после беседы, усвоения содержания, запоминания отдельных слов и выражений, дается установка на запоминание.
Необходимо повторение заученных стихотворений, чтобы образные слова и выражения прочно закрепляли установившиеся разнообразные ассоциативные связи.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
Чтение литературных произведений доводит до словесного творчества.
для этого необходима специальная работа по анализу литературных произведений, в результате которой дети научатся различать литературные жанры, +понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, взаимосвязь содержания и художественной формы.
Вопросы педагога зависят от жанра произведения, тематики и от задач. Могут быть вопросы по содержанию рассказа, сказки, направленные на выяснение основного смысла и нравственной сущности произведения. Могут быть вопросы, выясняющие понимание детьми средств художественной выразительности.
Ответы детей на вопросы обеспечивают углубленное понимание содержания произведения, его нравственной сущности и одновременно осознание средств художественной выразительности.
Необходимо давать детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на словоизменение и подбор рифмы к заданному слову.
Конечно, никакие термины детям не даются.
Известно, что самыми распространенными изобразительными средствами языка являются тропы.
Одним из простейших видов тропов является сравнение.
Великолепным образцом употребления сравнений в художественной речи являются малые формы фольклора.
При ознакомлении с синонимами ребенок почувствует многообразие значений и оттенков значений слова, он будет выбирать наиболее удачное слово или словосочетание для точного и яркого выражения своей мысли.
Тем же целям служит и ознакомление с антонимами, которые помогают уяснить противоположное значение слова.
Такой прием, как изменение слова, помогает детям уловить тонкости смысловых нюансов.
Педагог, предлагая детям подобрать рифму к заданному слову, не ставит своей задачей научить их сочинять стихи. А дать ребенку почувствовать звуковое богатство слов, их ритм, музыкальность, созвучие.
Дети, с которыми ведется углубленная работа по ознакомлению со средствами художественной выразительности литературных произведений, хорошо запоминают эти произведения.
Так, в результате обучения элементарному анализу особенностей художественного текста формируется осознание формы литературного произведения, целостное его восприятие в единстве содержания и формы, совершенствуется речь (словарный запас, связность, грамматическая правильность, звуковая культура, образность).
Таким образом, ознакомление с художественной литературой влияет на всестороннее развитие речи.
Словарь начинает развиваться с раннего возраста с повторения слов в различных словосочетаниях, обогащается и закрепляется с помощью картинок, игрушек, предметов, затем переносятся усвоенные образные слова и выражения на другое содержание и, наконец, дети пробуют себя в словотворчестве.
А также с младшего возраста закладываются основы развития связной речи. Начиная с 1-2 простых предложений, отвечая на простые вопросы, формируется диалогическая речь, затем дети учатся пересказу и самостоятельному рассказыванию, и к концу дошкольного возраста самому сложному – творческому рассказыванию.