Елена Шилова
Развитие речи на физкультурных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие детей на физкультурных занятиях.
Одна из главных целей физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы, удовлетворять естественную потребность дошкольников в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей. На занятиях физической культурой у детей развиваются физические качества, развиваем крупную моторику, подключаем мелкую моторику, которая отвечает за умственное развитие дошкольников, но нужно не забывать о речевом развитии детей на занятиях по физической культуре.
Публикация «Развитие речи на физкультурных занятиях» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
В работе с детьми на физкультурных занятиях можно использовать следующие приемы речевого развития :
• Стихотворное сопровождение упражнений, игр и игровых упражнений:
На лужайке поутру,
Мы затеяли игру. (Дети встают в круг)
Я подснежник, ты вьюнок (Подают по очереди левую и правую руки)
Становись скорей в кружок. (Встают в круг)
Раз, два, три, четыре, (4 шага вправо)
Раздвигайте круг по шире, (2 шага назад)
А теперь мы ручейки
Побежим вперегонки. (Бегут по кругу)
Прямо к озеру спешим
Станет озеро большим, (Расширяют и выравнивают круг)
Становитесь в круг опять
Будем в солнышко играть (Расцепили руки)
Мы веселые лучи (Потянулись вверх на носках)
Мы резвы и горячи. (Прыжки на двух ногах)
• Различные речевки (на зарядках, в конце занятий) : На зарядку выходи На зарядку всех буди. Все ребята говорят: Физзарядка - для ребят.
• Считалочки: 1, 2, 3, 4, 5- вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает Прямо в зайчика стреляет, Пиф-паф, ой- ой- ой, Погибает зайчик мой. Повезли его в больницу Оказался он живой.
• Художественное слово:
Подвижная игра «Кот и мыши»
Кот - Мыши-мыши, где гуляли? Мыши - Сыр в кладовке воровали. Кот - Почему остались крошки? Мыши - Тебе оставили немножко. Кот - За такие вот делишки Мы накажем вас воришки. Мыши - Если хочешь нас поймать, так попробуй нас догнать.
• Придумывание различных историй (например, мы попали в страну «Лесовика», предлагаю вам попутешествовать. Идем по тропинке (узкая или широкая). Внезапно пошел дождь и нужно передвигаться по кочкам (какие кочки).
• В конце занятий вспоминаем, что выполняли, каким цветом был мячик, формой, высотой, так же это обговаривается во время занятий.
• Фольклорный материал; Потекши;
• Прибаутки;
• Русские народные песни.
«Малыши крепыши вышли на зарядку,
Малыши, крепыши делают зарядку.»
• Слова заклички в подвижных играх:
Гуси- гуси (Га-га-га,
Есть хотите (Да-да-да,
Ну, летите (Нет-нет-нет,
Серый волк под горой не пускает нас домой!
Ну, летите, как хотите, только крылья берегите.
На занятиях по физической культуре:
1. Проговариваем правила подвижной игры.
2. Можно использовать речевые приемы при зарядке и в водной части (Ходьба в полном приседе, дети шипят как гуси; ходьба с высоким подниманием колен, цокаем как лошади).
3. Различные виды расчета (1-2-3, моряки-мотросы, красные - синие);
4. Дыхательные и пальчиковые гимнастика.
Проведи глазами влево,
И скажи соседу слева,
А теперь ты вправо проведи
И соседу справа прошепчи,
Посмотри ты в потолок
Свое имя назови дружок.
5. Приветствия на соревнованиях ( Команда напротив: Физкульт-ура);
6. Загадки на различные темы;
Соберем команду в школе Мне друзья сказать не лень
И найдем большое поле, «С добрым утром» «Добрый день»
Пробиваем угловой А потом еще при встрече
Забиваем головой, Говорю им…
И в воротах пятый гол!
Очень любим мы…
Взрослым надо помнить, что неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. У таких детей отмечается недостаточная устойчивость внимания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
Детям с нарушениями речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Оно характеризуется плохой координацией движений, снижением ловкости и скорости выполнения упражнений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
Отмечается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, обнаруживается замедленность при выполнении упражнений.
Хочется отметить, что именно физические упражнения и подвижные игры играют неоценимую роль в развитии мелкой моторики, скорости реакций; они способствуют развитию координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Вследствие всех вышеназванных факторов подвижные игры и упражнения способствуют ускорению развития речи, что особенно ценно для детей с ее нарушениями.
педагогического).
Особое значение в работе с детьми необходимо уделять упражнениям на координацию речи с движениями, т. к. двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка координируют не только движения определенных групп мышц, но и развивают чувство ритма, выразительность речи, проработать слоговую структуру слова, а, в конечном счете - совершенствовать фонетическую сторону речи.