ЛЮДМИЛА ПРОСКУРИНА
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский.
«Пальчиковая гимнастика»- это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать не только напряжение самих рук, но и ослабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношения многих звуков, чем лучше работают пальцы и вся кисть в целом, тем лучше ребенок говорит!
Публикация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Речь, сопровождаемая подвижными образами, более выразительная и доступна пониманию малыша. Стихотворная форма подачи материала имеет соответствующий ритм, который помогает координировать речь и движения. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.
Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.
Цель: развивать мелкую моторику рук для развития речи детей дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
Задачи:
1. Обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности
(на занятиях по лепке, рисованию, развитию речи, математике, и. т. д.).
2. Развивать : речь, мышление, память, внимание, творческое воображение; обогащать словарный запас.
3. Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм.
Методы:
- Разучивание потешек;
- Использование атрибутов к пальчиковым играм;
- Изобразительное творчество;
- Применение пальчиковых игр на занятиях, во время прогулок и досуга.
Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Пальчиковые игры :
«Мозаика» :
Мозаика - увлекательная развивающая игра для детей как младшего так и старшего дошкольного возраста. Во время игры с мозаикой у детей развиваются творческие способности, воображение, координация движений рук. С ее помощью малыш научится ориентироваться на плоскости, закрепит знание цветов радуги, сформирует такие навыки, как терпеливость и усидчивость.
«Игры – шнуровки» :
Для маленького ребенка завязать поясок, застегнуть пуговицу, нанизать бусины на нитку – настоящий труд. Тренируясь шнуровать, ребёнок не только овладевает этим простым навыком, но и совершенствует устную речь.
«Счётные палочки» :
По образцу, сделанному взрослым, ребёнок выкладывает геометрические фигуры, ёлочки, домики, кораблики и др.
«Сухой бассейн» :
Опустили кисти рук в «бассейн, «помешать» горох (фасоль) одновременно
сжимая и разжимая пальцы.
В миску насыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили.
«Игра с карандашами» :
Грани карандаша легко «укладывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.
«Пальчиковый театр» :
Игры с пальчиковым театром развивают любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству. Помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию памяти, внимания и речи.
Вывод:
Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.