Валентина Соколова
Развитие речи как средство познания окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы
Возможность понимать речь и говорить делает этот процесс для ребенка третьего года жизни важнейшим средством познания окружающего. В свою очередь, познавательная деятельность оказывает огромное влияние на развитие его инициативной речи. У малыша появляется настоятельная потребность спрашивать воспитателя о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира. Считается, что инициативная речь ребенка формируется внутри познавательной деятельности. Она направлена на систематизацию прежнего и формирование нового опыта. Не случайно на протяжении третьего года наблюдается увеличение в речи высказываний, относящихся к познавательным потребностям. Они составляют около половины инициативных высказываний малыша.
Публикация «Развитие речи как средство познания окружающего мира» размещена в разделах
Речевая активность ребенка (желание высказаться, что то спросить взрослого о чем-то рассказать ему) зависит от окружающей его социальной среды и, главным образом, от условий воспитания.
Другим важным фактором в развитии речи, как средстве познания окружающего, выступает практическая деятельность самого ребенка. Например, игры и игрушки активизируют речь детей при условии создания ситуации общения со взрослыми и сверстниками; так же наличия необходимых впечатлений, полученных при наблюдении или рассказах взрослого и т. д.
Главная роль в развитии речи принадлежит взрослому, который, в первую очередь ставит задачу сформировать у детей потребность в общении с ним. С этой целью воспитатель побуждает детей обращаться к нему с вопросами. Он отвечает на них обстоятельно, в доступной форме раскрывает причинно-следственные отношения между предметами и явлениями окружающего мира.
Воспитатель не только поощряет инициативу ребенка вступить в речевое общение с ним, но и серьезно относиться ко всем его высказываниям.
В современном мире, в повседневной жизни малыши учатся выполнять поручения и просьбы воспитателя, реагируя на речь взрослого, обращенную не только индивидуально, но и ко всей группе.
Все выше перечисленные стороны речевого развития детей третьего года жизни еще требуют совершенствования. В речи малышей уже имеются существительные, глаголы, числительные, местоимения и пр., но при отсутствии целенаправленного руководства ребята начинают переходить к более простым словам, которые замещают развернутые ответы. По этому воспитатель не должен в своей речи употреблять упрощенные слова (например, ляля-вместо кукла, би-би- вместо машина). Детей следует учить интенсивнее использовать в своей речи не только существительные, но и глаголы и т. д.
Очень важна речь воспитателя в качестве образца для подражания.
В течение дня педагог должен уделить внимание каждому ребенку (поговорить с ним, расспросить о чем-либо). В разговоре с детьми полезно вспомнить знакомые эпизоды, занимательные ситуации, побуждая высказываться.
Большую пользу в этом оказывает художественная литература и народный фольклор. Ребенку третьего года доступен образный язык произведений и даже действия в плане образа. Этому способствует также развивающая ролевая игра. Малышу нравятся не только ритм, рифма, игровые приемы потешек, песенок, сказок. Произведения художественной литературы учат ребенка мыслить, расширять кругозор. Так же художественные произведения помогают ребенку почувствовать и реалистичное («Как у котика усы удивительной красы, глазки смелые,зубки белые», и сказочное («Пошел котик во лесок, нашел котик поясок, нарядился, воротился.»).
Художественные произведения воспитывают добрые чувства. После ознакомления с произведениями о животных и растениях малыши начинают сознательнее и сочувственнее относиться ко всему живому. Их волнует, например, судьба Мурки, оставшейся зимой на холоде (О. Высотская «Холодно») :
Кто мяукнул у дверей? Открывайте поскорей!
Очень холодно зимой, Мурка просится домой!
У детей возникает желание защищать животных и птиц, помогать им. Чувства к животным дети переносят и на образные игрушки. Например, после прослушивания стихотворений А. Барто «Зайка», «Мишка» дети начинают заботливо относиться к своим игрушкам.
И еще произведения литературы знакомят ребенка с социальными нормами поведения. Дети начинают понимать, что нельзя быть жадным, злым и грубым.
Через литературу воспитатель расширяет представления детей о родной природе, временах года, состояниях погоды и многое другое.
Подведем итог, что Образный художественный язык закрепляет знания детей.