Наталья Павлуткина
Развитие речи и мелкой моторики руки
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи и мелкой моторики руки
Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.
В. А. Сухомлинский Современные научные данные подтверждают: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. У детей при ряде речевых нарушений отмечаются выраженные отклонения в развитии движений пальцев рук, так как эти движения тесно связаны с речевой функцией.
Публикация «Развитие речи и мелкой моторики руки» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Формирование речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Она совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от пальцев. Многочисленные нервные окончания в коже и мягких тканях кисти (особенно на кончиках пальцев) воспринимают огромный поток осязательной информации и направляют её для обработки в головной мозг.
Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное явление при современном образе жизни. Родители не должны паниковать: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.
Как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как правильно подготовить его к школе?
Наиболее продуктивный и результативный вид работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи, - совершенствование её средствами развития мелкой моторики руки с помощью игровых упражнений.
Одним из средств совершенствования развития связной речи детей можно считать сеткографию. Возможность через движение и зрительный образ пропустить через себя информацию позволит детям лучше её усвоить и воспроизвести. Предлагаю несколько вариантов упражнения.
I. Детям даются разные сюжетные картинки; предлагается составить рассказ. Они могут составить рассказы с самыми необычными сюжетами; из частей отдельных картинок собирают свои истории.
II. Ребенку необходимо выбрать картинки, в названии которых есть, например, звук с, и прикрепить к сеткографу.
III. Выполнение заданий на ориентировку в пространстве («Прикрепи солнышко в левый верхний угол», «Прикрепи тучку в правый нижний угол»)
Следующий вид работы – это гидрогимнастика.
I. Ребенок опускает руки в воду; делает самомассаж тыльной стороны рук, ладоней, пальцев (можно использовать шарик су-джок).
II. Ребенок опускает руки в воду; делает пальчиковые шаги; на каждый шаг произносит слог или слово на автоматизируемый звук (предлагает педагог).
III. Ребенок опускает руки в воду; делает пальчиковые шаги, составляя рассказ о морских приключениях.
Хочется отметить еще и такую форму работы как «Спиральки».
I. Перед ребенком спираль; он берет шарик су-джок и катит пальцами шарик по спирали4 произносит автоматизируемый звук, например, с-с-с.
II. Ребенок произносит скороговорки на автоматизируемый звук («Шла Саша по шоссе и сосала сушку» и т. д.)
Формирование общих речевых навыков у детей осуществляется как в дошкольном учреждении, так и дома.
Литература:
1. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб,1999.
2. Ткаченко Т. А. Если дошкольник говорит плохо. М., 1987.
3. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. М. ,1989.