Кристина Крючкова
Развитие речи детей в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - наиболее значимый период для развития речи. В это время происходит интенсивное освоение ребёнком фонетических, лексических и грамматических основ разговорного языка, скачкообразный рост активного словаря (7-12 слов в годовалом возрасте, 200-400 слов в два года, 1200-1500 слов - в три, 2400-2500 слов - к пяти годам и до 4000 слов - к младшему школьному возрасту). Рост не только количественный, но и качественный, с переходом от ситуативного понимания слова к многозначности его смысла.
Публикация «Развитие речи детей в условиях ДОУ» размещена в разделах
Развитие речи непосредственно связано с возрастным созреванием мозговых структур, формированием нервных связей между моторными (двигательными, сенсорными (воспринимающими) и программирующими центрами речи в коре головного мозга, зрительного, слухового и кожно-кинестетического анализаторов и артикуляционного (голосового) аппарата.
Предпосылками к развитию речи служат интерес к окружающему, активные движения ребёнка и его действия с различными предметами, потребность в общении (вначале со взрослыми, а с 2-3-летнего возраста - с другими детьми). Сначала развивается диалогическая речь, потом - монологическая, и лишь затем внешняя речь переходит во внутреннюю. Развитие речи определяется не только уровнем развития мозга ребенка, но и обучающим воздействием взрослых.
Высокий уровень речевого общения является основным условием успешности и адаптации человека в любой среде. Развитие коммуникативных умений, овладение родным языком и освоение выразительных средств общения наиболее интенсивно протекает в дошкольном возрасте. Однако само общение не даётся человеку от рождения.
Диалог детей обычно бывает кратким, малосодержательным. Ребёнку не хватает терпения выслушать собеседника, контролировать себя во время высказывания, вовремя ухватить мысль собеседника, сформулировать в ответ собственное суждение, поддержать определённый эмоциональный тон, следить за правильностью употребления языковых форм.
Для предотвращения проблем развития речи у дошкольников необходимо вести коррекционную работу. Коррекционная работа должны помогать усвоению дошкольной образовательной программы и параллельно с исправлением нарушений звукопроизношения решать такие задачи:
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие мелкой моторики и координации движений;
- формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
- обогащение словарного запаса;
- формирование грамматического строя речи;
- формирование связной речи в соответствии с возрастной нормой;
- обучение грамоте.
Совершенно очевидно, что решение такого комплекса задач возможно только при тесном взаимодействии всех педагогов ДОУ. Безусловно, главная роль здесь принадлежит воспитателю, который ежедневно и достаточно продолжительно общается с детьми, знает их склонности, интересы и, следовательно, может определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности.
Воспитатель осуществляет контроль за речью детей на занятиях и во время режимных моментов; занимается развитием мелкой и артикуляционной моторики; оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков; способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры; проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса.
Профилактическая работа в ДОУ необходима дошкольникам для естественного и своевременного развития речи. Основная цель этой работы - создание воспитателями такой предметной среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии.