Елена Соколовская
Всеобуч для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речи детей в домашних условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады видеть вас в нашем уютном зале. Сегодня мы пригласили вас на очень важный разговор. А важен он потому, что ваши дети совсем скоро поступят в первый класс. Год пролетит незаметно, и мы не можем терять его зря.
Забудьте немного о том, что вы взрослые и давайте поиграем в игры, которые помогают вашим детям развивать свою речь.
Публикация «Всеобуч для родителей детей старшего дошкольного возраста „Развитие речи детей в домашних условиях“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Сегодня я приглашаю вас совершить маленькое путешествие в одну очень интересную страну! В Страну Правильной речи! Вы готовы? Тогда в путь!
Как и в любой стране, в стране Правильной речи есть правительница – Красивая Речь! Познакомьтесь.
Посмотрите на карту этой удивительной страны! Много разных городов, деревень и селений есть здесь. И каждое из них мы сегодня посетим.
Через всю страну протекает Реченька! С нее то мы и начнем наше путешествие!
Развитие речи в дошкольном возрасте – основа, фундамент для успешного обучения ребенка в школе. Устная речь является основой для обучения письменной речи.
Как вы считаете, уважаемы родители, речь – это врожденная способность человека или приобретенная?
Речь является не врожденной способностью ребенка, а приобретенной.
Значение речи в жизни людей огромно, ведь речь – это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом, речь – это визитная карточка человека.
Что же такое красивая правильная речь? Ответить на этот вопросвам помогут кораблики на которых написаны признаки красивой речи, которые ВЫ НАЙДЕТЕ ПОД СТУЛЬЯМИ (родители находят кораблики и называют: четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность, отсутствие ошибок в согласовании слов, правильное звукопроизношение)
Конечно, нам бы всем хотелось, чтобы ребенок достаточно хорошо владел устной речью, мог выражать свои мысли и желания, умел применять свои высказывания в ситуации общения, мог выделять звуки в словах, у ребенка были сформированы предпосылки грамотности.
Мы продолжаем наше путешествие! Первая остановка – город-Словарь. Добро пожаловать! Для улучшения качества речи детей целесообразно использовать словарь, как эффективный метод. Словарь – это лексический состав речи, который использует человек. Основными направлениями развития словарного запаса дошкольников являются обогащение, уточнение и активизация словаря детей.
В старшем дошкольном возрасте игры направлены на расширение и уточнение словаря.
«Скажи наоборот»
Сахар сладкий, а лимон. (кислый).
Луна видна ночью, а солнце. (днем).
Огонь горячий, а лед. (холодный).
Тополь высокий, а шиповник. (низкий).
Река широкая, а ручей. (узкий).
Игра «Подбери признак» (яблоко – красное, сладкое, сочное, вкусное, хрустящее, кислое, рассыпчатое, большое, маленькое, полезное)
Куртка (какая) – красная, теплая, зимняя…
Сапоги (какие) – коричневые, удобные, теплые…
Шарф (какой) – пушистый, вязанный…
«Назови лишнее слово» (среди имен существительных, среди прилаг., среди глаголов)
«Лишнее» слово среди имен существительных:
кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван.
«Лишнее» слово среди имен прилагательных.
грустный, печальный, унылый, глубокий;
храбрый, звонкий, смелый, отважный.
«Лишнее» слово среди глаголов:
думать, ехать, размышлять, соображать;
бросился, слушал, ринулся, помчался;
Игра «Пара к паре» (подобрать слова по аналогии).
Взрослый предлагает слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем просит объяснить, чем похожи эти пары.
Огурец — овощ, ромашка (земля, цветок, клумба).
Помидор — огород, яблоко (забор, сад, груша).
Часы — время, градусник (кровать, температура, окно).
Машина — мотор, лодка (парус, вода, палуба).
Таким образом, используя данные игры в повседневной жизни, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.
А теперь мы продолжаем наше путешествие! Следующая остановка – село Грамматеево!
Речевые игры помогают усвоить грамматические категории рода, числа, падежа существительных и прилагательных; вида, времени и наклонения глагола.
«Чего много?»
Цель:усвоение образования существительных в родительном падеже множественного числа.
Апельсин — много апельсинов;
кукла — много кукол;
гриб — много грибов;
карандаш — много карандашей;
ручка — много ручек;
стул — много стульев:
дерево — много деревьев;
перо — много перьев;
колесо — много колес;
тетрадь — много тетрадей.
«Мой—моя—мое—мои»
Цель :упражнение в согласовании местоимения с существительным.
1. Взрослый называет детям слова и просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?», правильно согласуй местоимение с существительным.
Примерный речевой материал:
мяч, кубик, мишка, пароход, конь, шар, самолет, пень, лук, помидор, карандаш, зайка;
машина, кукла, книга, коляска, стрела, пчела, слива, лента, рубашка, коробка, плита;
ведро, перо, колесо, кольцо, пальто, платье, яблоко, облако, зеркало, дерево, озеро, солнышко;
валенки, туфли, рукавицы, сапоги, глаза, ножницы, носки, брови, книги, друзья.
2. Взрослый бросает ребенку мяч и произносит слово либо «мой», либо «моя», либо «мое», либо «мои». Ребенок, возвращая мяч, называет нужное слово.
«Услышь ласковое слово».
Цель:
освоение образования слов с помощью суффикса.
Примерный речевой материал:
лес — лесок;
голос — голосок;
петух — петушок;
старик — старичок;
друг — дружок;
снег — снежок;
бок — бочок;
круг — кружок;
береза — березка;
шуба — шубка;
лошадь — лошадка;
корова — коровка;
капля — капелька;
рука — ручка;
нога — ножка;
береза — березонька;
ночь — ноченька;
дочь — доченька;
Оля — Оленька;
рука — рученька.
«Подумай и назови».
Цель:упражнение детей в образовании прилагательных от существительных
Предлагаем детям дать словами правильные определения.
Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»).
Примерный речевой материал:
Если на улице очень холодно, то день.
Если на улице шум, то улица.
Если человеку сопутствует удача, то человек.
Если у человека талант, то человек.
Если весь день идет дождь, то день.
Если корова приносит людям пользу, то корова.
Если у человека есть здоровье, то человек.
Продолжаем наше путешествие! Мы попадаем с вами в Город Сложных слов.
У большинства детейс нарушением речи в той или иной степени присутствует нарушениез вукослоговой структуры слова.
Что это такое? Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски звуков, слогов, или добавляются звуки, слоги, значит структура слова произносится неверно. А слоговое нарушение приводит к нарушению чтения и письма в начальной школе.
Рекомендованные игры:
Сейчас мы выполним ритмическую игру, которая поможет развить чувство ритма, различить и усвоить слоговой состав слова. Упражнение направленно на создание основы правильного членения слова на слоги, подготавливает речь к словесному ударению.
Для этого вы можете использовать любые музыкальные инструменты, ложки, бубны, молоточки, палочки, карандаши и т. д.
Ритмическая игра: «Дятел»
Ход: Внимательно послушайте и запомните, как стучит дятел.
Долбит дятел в лису сук раздаётся,! ! ,
Долбит дятел в лису сук раздаётся! ,
Долбит дятел в лесу сук раздаётся!! ,
Упражнение: «Лишнее слово»
Ход: Каждый из вас внимательно должен прослушать ряд слов и назвать слово не похожее на остальные.
Мак, бак, так, банан.
Сом, ком, индюк, дом.
Лимон, вагон, кот, бутон.
Мак, бак, веник, рак.
Совок,венок, каток, зуб.
Каток, маток, дом, поток
«Назови слово правильно»
Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 7-го типа, развивать слуховое внимание и память.
Материал: предметные картинки.
Ход упражнения: взрослый показывает картинку (игрушку) и произносит звукосочетание. Ребёнок поднимает руку, когда услышит правильное название предмета и называет его.
Взрослый: Ребё нок:
Мосалёт
Ломасёт самолёт
Самолёт
Как вы думаете, как можно поделить слова на части? (которые называются слогами). Родители (отхлопать, оттопать, прошагать, отбить мячом). Я подскажу вам маленькую хитрость как можно себя проверить. Надо подложить ладонь под подбородок и сказать слово, сколько раз подбородок коснётся руки, столько и слогов будет в слове.
Ну, вот мы с вами и добрались еще до одного населенного пункта – это поселок под названием Фонематика!
Одной из важных составляющих успешного обучения в школе является овладение грамотой, т. е. беглое осознанное чтение и безошибочное письмо. Для того чтобы овладеть грамотой, необходимо иметь хорошо развитые фонематический слух и фонематическое восприятие. Причём развивать их нужно ещё задолго до поступления в школу, начиная с раннего детства. Что же такое фонематический слух и фонематическое восприятие? Фонема – это звук, который придаёт слову определённый смысл. Возьмём, к примеру, пару слов: сом – дом. Звучат похоже, различаются всего одной фонемой, но именно из-за этого различия у сходных по звучанию слов совершенно разный смысл: сом – рыба, дом – строение.
Таким образом, под фонематическим слухом понимается врождённая способность, позволяющая: узнавать наличие данного звука в слове; различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем, например, банка – кабан, кот – ток; различать слова, отличающиеся одной фонемой (о чём и говорилось выше) : миска-мишка, тачка-дачка и т. д. Под фонематическим восприятием понимаются умственные действия по выделению фонем из слова, их различению, определению их позиции в слове (начало, середина, конец, а также по установлению последовательности звуков в слове.
Наивысшей ступенью развития фонематического восприятия является звуковой анализ и синтез, т. е. умение определить звуковой состав слова («разобрать слово на звуки», «собрать слово из звуков»). Только овладев звуковым анализом, можно освоить чтение и письмо, так как чтение не что иное, как синтез, а письмо – анализ. Читая, ребенок сливает буквы в слоги, слоги в слова; когда пишет, совершает другую операцию: сначала анализирует, из каких звуков состоит слово, в какой последовательности они произносятся в слове, далее соотносит их с буквами и записывает.
Из всего вышесказанного становится понятно, как важно у детей ещё в дошкольном детстве развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. Начальное, а потому самое важное звено в этой работе – развитие фонематического слуха.
Принято выделять пять основных этапов данной работы:
-узнавание неречевых звуков;
- различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов, слов, фраз;
- различение близких по звуковому составу слов;
- различение слогов;
-различение фонем.
В каждом этапе есть свои игры и упражнения. Главное – суметь заинтересовать ребёнка, ненавязчиво вовлечь его в игру. Приведём примеры некоторых игр и упражнений каждого этапа.
Узнавание неречевых звуков.
Игра «Скажи, как я». Взрослый произносит один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а затем просит ребёнка повторить за ним.
Различение близких по звуковому составу слов.
Игра «Поймай звук». Взрослый несколько раз произносит звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т. д., далее медленно, чё тко произносит звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т. д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» (не «сэ», а «с»).
Игра «Найди звук»
Задача: научить детей слышать начальный и конечный звуки в словах, развить их слуховое внимание, закрепить правильное, четкое произношение и различение звуков.
Оборудование: ряды картинок на определенный звук.
Описание. Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей.
Взрослый говорит: «Сейчас я покажу картинки и назову предметы, изображенные на них, а вы внимательно послушайте и отгадайте, какой звук есть во всех этих словах». Затем взрослый показывает и называет ряд картинок, которые начинаются, например, со звука [
л] : кот, конь, кофта, колесо, кукла, конфета, а дети должны ответить полным ответом: «Во всех этих словах есть звук [К]». Далее они должны вспомнить названные взрослым слова со звуком [К], придумать несколько своих слов с этим звуком.
Вот мы с вами и добрались до деревни Красивых звуков
Немаловажной составляющей красивой речи и определения готовности детей к школьному обучению является правильное произношение звуков. У большинства детей звукопроизношение к 4-5 годам достигает языковой нормы. Однако в силу индивидуальных, социальных, патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта. В нашем саду работают 3 логопеда, которые еженедельно дают задания для закрепления и развития всех сторон речи. И ваша задача следовать этим рекомендациям и тогда коррекционный процесс пройдет более успешно. Конечно же основой правильного произношения является фонематический слух и восприятие. Если ребенок не слышит звук или слышит его искаженно. То и произносить он его будет искаженно.
Следующая остановка – город Связной речи!
Среди навыков, необходимых дошкольникам для дальнейшего развития ребенка и получения им знаний в школе, большое значение приобретает связная речь. Поскольку речь является средством общения, формирования мысли и, взаимодействия с окружающими.
Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе.
Игра "Что мы видим во дворе?"
Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях.
Например: "Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки". Если ребенку трудно описать предмет, помогите ему наводящими вопросами. "Ты увидел дом? Он низкий или высокий?". Игра способствует развитию активной речи, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы видели вчера?
Вместе с ребенком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чем разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях. Игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы будем делать завтра?
Упражнение "Рисуем словами"
Мы должны рассказать ребёнку, что любое описание строится по определенному плану: сначала нужно назвать предмет, затем следует описать его самые главные, наиболее очевидные, признаки (вид, материал, форму, цвет, предназначение, затем можно описать признаки второстепенные, не очень важные; и наконец, дать оценка описываемого предмета.
Объясните ребенку, что, таким образом, с помощью слов, мы словно "рисуем" этот предмет. И предложите "нарисовать" словесный портрет какого-нибудь предмета. (составление словесного портрета домашнего животного по схеме-опоре)
Упражнение «Перескажи»
Берется небольшой рассказ, взрослый выразительно читает рассказ первый раз.
Затем взрослый задает ребенку рассказ по тексту.
Ребенок отвечает развернутыми предложениями. Затем взрослый читает рассказ еще раз, после этого ребенок самостоятельно пересказывает текст.
Еще один способ развития связной речи – Сказки-связки, когда каждое предложение представлено серией картинок, где и предметы и гкрои и даже действия нарисованы
Таким образом, для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать ряд условий.
- Занимайтесь с ребенком ежедневно. Продолжительность занятий не более 20 минут с детьми 5-6 лет и 30 минут-с детьми 6-7 лет
- Не старайтесь ускорить ход естественного развития ребенка. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту
- В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, причтении не забывайте о выразительности. Объясняйте ребенку непонятные слова, которые встречаются в тексте,
- Поощряйте малыша, чаще хвалите, радуйтесь его успехам, подбадривайте его, если что-то не получается
- Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Стремитесь указать
неточности и ошибки, встречающиеся в его речи. Если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.
Примерный текст сказки-связки «Морозный день» :
За красным забором стоит дом.
2. В доме Юра живет.
3. Ночью Юра спал.
4. Утром Юра проснулся и посмотрел на окно.
5. Окно разрисовано снежными узорами.
6. На улице сильный мороз.
7. Рядом (около) с забором дерево, а на дереве кормушка.
8. Юра взял крошки и отнес в кормушку.
9. К кормушке прилетели воробьи, снегири и стали клевать (кушать) крошки.
В завершение нашего путешествия мы попадаем с вами в город Умелых ручек. Здесь мы познакомимся с упражнениями, помогающими подготовить руку к обучению письма в школе. Подготовительные упражнения – пальчиковая гимнастика, игры с песком, крупами, бусинами и т. д. Затем нужно научить ребенка ориентироваться в пространстве (право, лево, верх, низ, и только после этого можно переходить к обучению ориентации на листе бумаги. Когда ребенок сможет хорошо ориентироваться на листе бумаги, можно переходить к обучению на листе по клеткам, в этом помогут графические диктанты.
На этом наше путешествие подошло к концу. И нам с правительницей страны Красивой речи хочется узнать, понравилось ли вам путешествие. Если вам все понравилось, и вы получили новую, полезную информацию, прикрепите к платью правительницы цветок с веселым смайликом, если вам было скучно и неинтересно – цветок с грустным смайликом.
Спасибо за внимание