Оксана Киселева
Развитие речи детей в процессе моделирования сказок и стихов
▼ Скачать + Заказать документы
Метод моделирования давно и прочно вошел в работу педагогов. И зарекомендовал себя, как один из действенных способов всестороннего развития ребёнка. Акцент в использовании метода моделирования я делаю на развитие речи и памяти детей.
Публикация «Развитие речи детей в процессе моделирования сказок и стихов» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Не нужно никому объяснять, как важен для человека дар слова. К. С. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира».
Работу в этом направлении, целесообразнее начинать с обучения замещению одних объектов другими/ реальных – условными/. Замещаемыми героями могут стать герои сказок : люди, звери и. т. д. Также можно заместить и предметы, с которыми герои действуют. В качестве заместителей можно использовать кружки, полоски, квадратики разного цвета и величины.
-На первом этапе необходимо научить детей правильно использовать заместители.
-На втором разыгрывать сказку. Распределив заместители по назначению, необходимо составить наглядную модель, т. е. по ходу действия сказки выкладывать заместители. Такие действия помогают детям понять «логику» текста.
- Третий этап - пересказывание текста. Вначале пересказ совместно с воспитателем. Затем самостоятельный пересказ отдельных эпизодов. И в завершении пересказ сюжета целиком. Когда же дети полностью овладели использование заместителей. Можно приступить к «конспектированию» сказки. Дети отображают суть сказки прорисовывая кружки- герои сказки.
После этого можно переходить к использованию схематических рисунков. А детям предлагается пересказать сказку по этим изображениям. При этом не обязательно добиваться дословного пересказа. Главное научить передавать общий смысл и выделять основные происходящие события.
Замещения можно использовать не только для пересказа известных сказок, но и для придумывания собственных. Детям можно предложить игру «Мешок сказок». Можно составить индивидуальную сказку, а можно и коллективно пофантазировать. В красиво украшенный мешочек складывают кружки или полоски разного цвета и размера. Доставая из мешочка кружок или полоску необходимо придумать : кто или что это будет, и действия этого героя. При этом, каждый раз при придумывании новой сказки, следует обращать внимание на то, что бы один и тот же кружок или полоска соответствовали разным героям и ситуациям.
Так же метод моделирования хорошо зарекомендовал себя при заучивании стихов. Как сказал величайший педагог К. Д. Ушинский : «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит непроизвольный характер. У детской памяти удивительное свойство - исключительная фотографичность. И если основываться на этом свойстве памяти, то что – бы легче запомнить текст стихотворения, можно использовать иллюстрации. Выстроив их в определённом порядке, к соответствующим строкам стихотворения, получается схематический план. Дети с удовольствием принимают его за основу.
В процессе своей работы было замечено, что данный метод благоприятно воздействует на активность детей, страдающих речевой патологией. Как правило, у таких детей неважная память, низкое внимание. Они не проявляют интереса к учебной деятельности и с трудом планируют её виды, не готовы к выполнению заданий и не отличаются высокой работоспособностью.