Ольга Малышева
Развитие речи детей с ОНР с использованием эмоциальных проявлений
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье рассматривается актуальная тема речевого развития детей дошкольного возраста с ОНР. Наиболее эффективным направлением является использование эмоциональных проявлений детей.
Ключевые слова: развитие речи, общее недоразвитие речи, дети дошкольного возраста.
L. V. Redkina
educator, MBDOU "the kindergarten of compensating 109
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
for children with severe speech disorders", Voronezh
O. S. Malysheva
educator, MBDOU "the kindergarten of compensating 109
for children with severe speech disorders", Voronezh
S. Yu. Bukreeva
educator, MBDOU "the kindergarten of compensating 109
for children with severe speech disorders", Voronezh
O. I. Аnuchkina
teacher-speech therapist MBDOU "Kindergarten compensating 109 for children with severe speech disorders", Voronezh
T. A. Gunenkova
teacher-speech therapist MBDOU "Kindergarten compensating 109 for children with severe speech disorders", Voronezh
THE DEVELOPMENT OF SPEECH OF CHILDREN WITH ONR USING EMOTIONAL MANIFESTATIONS
Annotation. The article deals with the actual topic of speech development of preschool children with ONR. The most effective direction is the use of emotional manifestations of children.
Key words : speech development, General underdevelopment of speech, preschool children.
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. Изучением данной проблемы занимались такие специалисты как Алексеева М. М [1],. Арушанова А. Г [2] Жукова Н. С [5],. Мастюкова Е. М [5], Филичева Т. Б [6],. и др.
В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.
В связи с этим значительно возрос интерес к проблематике речевого развития дошкольников, непреодоленных недостатков связных высказываний у детей с общим недоразвитием речи (ОНР, ведущих к дезадаптации в условиях общесоциального коммуникативного процесса и дальнейшему школьному обучению.
У детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности: позднее появление экспрессивной речи, резко ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, специфические нарушения слоговой структуры слов, не развита связная речь.
Неполноценная речевая деятельность, как считает. Филичева Т. Б [6], накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Наряду с проблемами развития речи особенно ярко выступают особенности эмоционально – волевой сферы детей логопатов : эмоции у детей мало выразительны, слабо дифференцированы, импульсивны; эмоциональная неадекватность на явления окружающего мира; снижен диапазон понимания и переживание эмоций; снижен уровень передачи эмоциональных состояний через мимику, пантомимику, движения, «вокальной мимики» и особенно в речевом плане; снижены проявления эмоций в коммуникативной деятельности; снижена самооценка и волевые усилия.
Эмоции играют важную роль в организации процесса обучения и воспитания детей. На положительном фоне дети легче и эффективнее усваивают учебный материал, вырабатывают новые умения и навыки. Изучением эмоциональной сферы занимались ученые из разных областей науки. Так Л. С. Выготский отмечал, что:«Эмоции являются центральным звеном психической жизни человека, и прежде всего ребенка» [3, c.32]. Его последователи, основываясь на теоретических изысканиях, развивают идею о взаимосвязи всех компонентов человеческой психики, в частности эмоционального и интеллектуального.
Изучение выразительности речи показывает, что многие дети с нарушением речи не могут адекватно выразить эмоционально-смысловое содержание высказывания. Таким детям особенно трудно мимическими средствами передать на своем лице эмоции удивления, страха, грусти.
Наиболее эффективным психолого-педагогическим условием развития речи дошкольников с ОНР является игра. Игры и упражнения, стимулируют развитие ассоциативности, - воображения дошкольников должны опираться на чувственно-эмоциональное постижение окружающего; строиться на использовании механизма синестезии.
Работы Т. П. Гавриловой [3] направлены на использование чтения детской литературы: рассказов, сказок дошкольниками.
Одним из ведущих способов развитие речи детей с ОНР с использованием эмоциональных проявлений является использование методов арт-терапии. Большую роль арт-терапия играет в процессах социализации дошкольников, так как оказывает на личность и нравственное, воспитательное воздействие, лежит в основе формирования или становления морально-нравственных ценностей. Кроме того арт-терапия повышает самооценку ребенка и степень его самопринятия и самоценности. Среди форм арт-терапии для дошкольного возраста с ОНР наиболее актуальными являются: сказкотерапия, библиотерапия, музыкотерапия, игротерапия, танцевальная терапия и т. п. Все эти и другие методы могут быть использованы в отдельности и могут дополнять друг друга.
Для работы с детьми дошкольного возраста с ОНР необходимо учитывать рад специфических принципов: гуманистический принцип ненасильственного взаимодействия с ребенком с ОВЗ; личностно-ориентированный принцип, взаимодействия и сотрудничества; принцип последовательности, системности, постепенности; принцип посильности материала, поэтапности.
Вся проводимая работа должна быть осуществлена только с учетом приоритета самого ребенка, его психологических особенностей.
Во время коррекционно-развивающейся работы осуществлялся учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого из детей. Многократное повторение и закрепление выполняемых ими заданий с использованием разнообразного материала позволяло детям достичь возможного и достаточного для них уровня.
Во время проведения коррекционных мероприятий преобладали практически направленные методы обучения, в частности показ и подражание, сопровождающиеся речевым комментарием взрослого.
В начале коррекционно-развивающей работы участие детей было пассивное. Педагог, логопед активно помогал детям осуществлять действия, то есть практически все операции делал за них, в некоторых случаях руками ребенка. На этом этапе ведущим в выполнении действий выступал педагог. Со временем проведения коррекционно-развивающей работы инициатива переходит к ребенку, увеличиваются активность и самостоятельность действий ребенка, что дает возможность использовать в коррекционно-развивающей работе показ и словесное объяснение.
Таким образом, в речевом развитии детей дошкольного возраста целесообразно использовать приемы и методы, направленные эмоциональные проявления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеева М. М. Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва: Просвещение, 2007. – 400с.
Арушанова А. Г. Формирование грамматического строя речи / А. Г Арушанова - Москва: Владос, 2005. - 296 с.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выгодский - Москва: Просвещение,1991 – 123с.
Гаврилова Т. П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков / Т. П. Гаврилова // Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалева. Москва: Изд-во Педагогика, 1981. - С. 122-139.
Жукова, Н. С., Мастюкова, Е. М., Филичева, Т. Б. Логопедия / Н. С. Жукова, Е. М Мастюкова, Т. Б Филичева - Екатеринбург. : Феникс 2007.- 316с.
Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т. Б. Филичева. – Москва : «Гном-пресс», 2000. – 112 с.