Нина Ефремова
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с помощью предметно-развивающей среды группы
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад Ефремовой Нины Анатольевны,
воспитателя МДОУ «Детский сад №20»
Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с помощью предметно-развивающей среды группы»
Актуальность темы «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с помощью предметно-развивающей среды группы» обусловлена тем, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.
Публикация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с помощью предметно-развивающей среды группы» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
В речи детей существуют множество проблем:
- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;
- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.
В Законе РФ «Об образовании» сказано, что общеобразовательные программы направлены на решение задач формирование общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе. Именно связность речи может помочь в решении этих задач.
В Федеральных государственных требованиях к образовательным программам появляется ряд новых образовательных областей, в том числе и «Речевое развитие». Данная область включает владению речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Именно в дошкольном детстве особенно важно усвоению речи. Поэтому процесс развития связной речи рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. По данным современных педагогов и психологов, с каждым годом увеличивается количество детей с низким уровнем развития речи. Ввиду тесной взаимосвязи речи и мышления разработка научно обоснованного содержания и эффективных методов, направленных на повышение уровня связанного речевого развития имеет большое значение и является сложной педагогической проблемой
От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка.
Большую часть дня ребенок находится в ДОО. Поэтому, проблемы речевого развития решаются в значительной мере в детском саду.
Следовательно, планомерная работа педагогов по развитию речи детей младшего дошкольного возраста, новые методики и технологии, современная, насыщенная предметно-развивающая среда, окружающая маленького ребенка – все это будет способствовать активизации речи детей, в полном объеме реализовать задачи речевого развития.
В практике своей работы педагоги используют различные методы и приёмы. Это и художественное слово, вопросы, беседа, рассказ, толкование (разъяснение понятия, повторное чтение с договариванием, дидактические игры и др.
Но всего перечисленного было недостаточно, чтобы решить проблему. Изучив литературу, можно придти к выводу, что помочь в решении проблемы развития связной речи могут игрушки (дидактические, образные. наборы игрушек, предметные картинки и открытки по основным лексическим темам.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Для использования в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности детей в режиме дня, отобираются основные методы, приемы и формы организации детской деятельности, продумываются преобразовываются предметно-развивающая среда группы. Используются разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр ложек, ширму
Предметно-пространственная среда выполняет по отношению к ребенку информативную функцию, являясь средством передачи социального опыта (поскольку всякий предмет несет в себе определенные сведения об окружающем мире).
Предметы расширяют «технический кругозор», обеспечивают художественное восприятие, открывают мир музыки и искусства, и, в свою очередь, способствуют развитию речи детей. Мир предметного окружения - это и источник познания внутреннего мира взрослого, импульс к общению. Предметно-пространственное окружение, воздействуя на эмоциональный мир ребенка, побуждает его к деятельности и ставит в активную познавательную позицию.
Пространственная предметная среда способствует развитию индивидуальности (ориентированной не на «запрограммированность», а на содействие развитию, где основная тактика общения педагога - сотрудничество).
Для подтверждения гипотезы о том, что развивающая предметно-пространственная среда является педагогическим условием речевого развития дошкольника, возникает задача - выявить влияние предметно-пространственной среды на индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие и развитие речи ребенка; исследовать особенности организации предметно-пространственной среды и ее воздействие на речевое развитие дошкольника, выработать единые подходы к организации предметно-пространственной среды, определить принципы ее построения.
В пространстве нашей группы есть «Стена творчества» со съемными картинами, где ребенок может представлять свои настроения и эстетические вкусы. В композицию игровой среды включен спортивный комплекс. «Цветосветовой» и звуковой дизайн, позволяющие менять фон и интенсивность освещения, а также выполнять функции психотерапии, успокаивает и создаёт особый уют (плеск воды, шум моря, шелест листвы деревьев, пение птиц и т. д.).
Театрализованные игры всесторонне развивают ребенка :
- формируя знания об окружающем мире;
- активизируя и расширяя у детей словарный запас, совершенствуя у них звукопроизношение, грамматический строй и навыки связной речи, ее темп и выразительность;
- развивая у детей психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение);
- воспитывая у малышей интерес к театрально-игровой деятельности;
- совершенствуя у детей моторику, координацию, плавность, переключаемость и целенаправленность движений;
- развивая эмоционально-волевую сферу ребенка.
Театрализованную игру используют как игровой прием и форму обучения детей, что способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы.
Темы театрализованных игр близки малышу и имеют непосредственное отношение к жизни ребенка в детском саду и в семье:
- «Кукла Маша обедает»,
- «Катя собирается на прогулку»,
- «Девочка чумазая»,
- «Веселый праздник»;
- сказочная тематика: «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят» и т. д.
Важным условием успешного применения игр для малышей – является речевая активность самих детей на основе подражания образцу. Использовала следующие игровые приемы: использование элементов подвижной игры, сюрпризные моменты и ожидания («Вдруг появляется кто-то, прислушались. и услышали.»); имитационные движения с элементами звукоподражания (дети изображают большие и маленькие колеса, лягушку-маму и лягушку-ребенка и др.); чтение художественных произведений со звукоподражаниями (веселые песенки, потешки, загадки). Если на первых занятиях дети только слушали и выполняли действия, задания, то в дальнейшем дети превращались из пассивных слушателей в активных участников, проявляя речевое взаимодействие не только со мной, но и со сверстниками. Включению в работу всех детей способствовали коллективные задания типа: «Ребята, сейчас мы с вами в лесу и все мы медведи – ищем мед!» или «Мы – хитрые лисоньки». При обучении детей средствам речевой выразительности, использовала знакомые и любимые сказки, стихи, которые позволяют детям пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, жесты). Например, в инсценировке стихотворения С. Маршака «Перчатки» дети не только проговаривают слова, но и передают настроение – радость, грусть. Педагоги ставят перед собой такие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования связной речи.
2. Изучить возможности предметно-развивающей среды детского сада, используемые для работы с детьми.
3. Использовать возможности предметно-развивающей среды детского сада. для повышения уровня развития связной речи у воспитанников.
Ребенок не пребывает в среде, а преодолевает ее, «перерастает» поскольку становится другим, развиваясь и самореализуясь в ней, а, следовательно, должна меняться вместе с ним и окружающая среда. Полифункциональность легкая трансформация интерьера - необходимое условие ее организации. Особый интерес у детей вызывает так называемая «мягкая» часть комнаты, в которой присутствуют поролоновые столбики, арки, плоские маты из которых можно строить дома, дворцы, лабиринты, пещеры и корабли. Элементы среды должны быть добротными и характеризоваться потенциями к индивидуальному преображению (достраиванию, замене, эстетическому усовершенствованию в связи с личными вкусами детей).
Трансформация помещения группы должна создавать разный эмоциональный настрой, становиться: «таинственной», «волшебной», «сказочной», «загадочной», «фантастической» и т. д. Ширмы, витрины, экраны несут художественно-визуальную информацию, позволяющую легко настраиваться на соответствующий вид деятельности. Широкие и светлые холлы МАДОУ – это места отдыха детей и воспитателей. Гармоничное сочетание цветовой, звуковой и кинестетической модальностей вносили свой вклад в построение среды.