Лучший педагог года

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с помощью предметно-развивающей среды группы

Нина Ефремова
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с помощью предметно-развивающей среды группы

Доклад Ефремовой Нины Анатольевны,

воспитателя МДОУ «Детский сад №20»

Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с помощью предметно-развивающей среды группы»

Актуальность темы «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с помощью предметно-развивающей среды группы» обусловлена тем, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

Публикация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с помощью предметно-развивающей среды группы» размещена в разделах

В речи детей существуют множество проблем:

- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;

- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.

В Законе РФ «Об образовании» сказано, что общеобразовательные программы направлены на решение задач формирование общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе. Именно связность речи может помочь в решении этих задач.

В Федеральных государственных требованиях к образовательным программам появляется ряд новых образовательных областей, в том числе и «Речевое развитие». Данная область включает владению речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Именно в дошкольном детстве особенно важно усвоению речи. Поэтому процесс развития связной речи рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. По данным современных педагогов и психологов, с каждым годом увеличивается количество детей с низким уровнем развития речи. Ввиду тесной взаимосвязи речи и мышления разработка научно обоснованного содержания и эффективных методов, направленных на повышение уровня связанного речевого развития имеет большое значение и является сложной педагогической проблемой

От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка.

Большую часть дня ребенок находится в ДОО. Поэтому, проблемы речевого развития решаются в значительной мере в детском саду.

Следовательно, планомерная работа педагогов по развитию речи детей младшего дошкольного возраста, новые методики и технологии, современная, насыщенная предметно-развивающая среда, окружающая маленького ребенка – все это будет способствовать активизации речи детей, в полном объеме реализовать задачи речевого развития.

В практике своей работы педагоги используют различные методы и приёмы. Это и художественное слово, вопросы, беседа, рассказ, толкование (разъяснение понятия, повторное чтение с договариванием, дидактические игры и др.

Но всего перечисленного было недостаточно, чтобы решить проблему. Изучив литературу, можно придти к выводу, что помочь в решении проблемы развития связной речи могут игрушки (дидактические, образные. наборы игрушек, предметные картинки и открытки по основным лексическим темам.

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Для использования в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности детей в режиме дня, отобираются основные методы, приемы и формы организации детской деятельности, продумываются преобразовываются предметно-развивающая среда группы. Используются разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр ложек, ширму

Предметно-пространственная среда выполняет по отношению к ребенку информативную функцию, являясь средством передачи социального опыта (поскольку всякий предмет несет в себе определенные сведения об окружающем мире).

Предметы расширяют «технический кругозор», обеспечивают художественное восприятие, открывают мир музыки и искусства, и, в свою очередь, способствуют развитию речи детей. Мир предметного окружения - это и источник познания внутреннего мира взрослого, импульс к общению. Предметно-пространственное окружение, воздействуя на эмоциональный мир ребенка, побуждает его к деятельности и ставит в активную познавательную позицию.

Пространственная предметная среда способствует развитию индивидуальности (ориентированной не на «запрограммированность», а на содействие развитию, где основная тактика общения педагога - сотрудничество).

Для подтверждения гипотезы о том, что развивающая предметно-пространственная среда является педагогическим условием речевого развития дошкольника, возникает задача - выявить влияние предметно-пространственной среды на индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие и развитие речи ребенка; исследовать особенности организации предметно-пространственной среды и ее воздействие на речевое развитие дошкольника, выработать единые подходы к организации предметно-пространственной среды, определить принципы ее построения.

В пространстве нашей группы есть «Стена творчества» со съемными картинами, где ребенок может представлять свои настроения и эстетические вкусы. В композицию игровой среды включен спортивный комплекс. «Цветосветовой» и звуковой дизайн, позволяющие менять фон и интенсивность освещения, а также выполнять функции психотерапии, успокаивает и создаёт особый уют (плеск воды, шум моря, шелест листвы деревьев, пение птиц и т. д.).

Театрализованные игры всесторонне развивают ребенка :

- формируя знания об окружающем мире;

- активизируя и расширяя у детей словарный запас, совершенствуя у них звукопроизношение, грамматический строй и навыки связной речи, ее темп и выразительность;

- развивая у детей психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение);

- воспитывая у малышей интерес к театрально-игровой деятельности;

- совершенствуя у детей моторику, координацию, плавность, переключаемость и целенаправленность движений;

- развивая эмоционально-волевую сферу ребенка.

Театрализованную игру используют как игровой прием и форму обучения детей, что способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы.

Темы театрализованных игр близки малышу и имеют непосредственное отношение к жизни ребенка в детском саду и в семье:

- «Кукла Маша обедает»,

- «Катя собирается на прогулку»,

- «Девочка чумазая»,

- «Веселый праздник»;

- сказочная тематика: «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят» и т. д.

Важным условием успешного применения игр для малышей – является речевая активность самих детей на основе подражания образцу. Использовала следующие игровые приемы: использование элементов подвижной игры, сюрпризные моменты и ожидания («Вдруг появляется кто-то, прислушались. и услышали.»); имитационные движения с элементами звукоподражания (дети изображают большие и маленькие колеса, лягушку-маму и лягушку-ребенка и др.); чтение художественных произведений со звукоподражаниями (веселые песенки, потешки, загадки). Если на первых занятиях дети только слушали и выполняли действия, задания, то в дальнейшем дети превращались из пассивных слушателей в активных участников, проявляя речевое взаимодействие не только со мной, но и со сверстниками. Включению в работу всех детей способствовали коллективные задания типа: «Ребята, сейчас мы с вами в лесу и все мы медведи – ищем мед!» или «Мы – хитрые лисоньки». При обучении детей средствам речевой выразительности, использовала знакомые и любимые сказки, стихи, которые позволяют детям пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, жесты). Например, в инсценировке стихотворения С. Маршака «Перчатки» дети не только проговаривают слова, но и передают настроение – радость, грусть. Педагоги ставят перед собой такие задачи:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования связной речи.

2. Изучить возможности предметно-развивающей среды детского сада, используемые для работы с детьми.

3. Использовать возможности предметно-развивающей среды детского сада. для повышения уровня развития связной речи у воспитанников.

Ребенок не пребывает в среде, а преодолевает ее, «перерастает» поскольку становится другим, развиваясь и самореализуясь в ней, а, следовательно, должна меняться вместе с ним и окружающая среда. Полифункциональность легкая трансформация интерьера - необходимое условие ее организации. Особый интерес у детей вызывает так называемая «мягкая» часть комнаты, в которой присутствуют поролоновые столбики, арки, плоские маты из которых можно строить дома, дворцы, лабиринты, пещеры и корабли. Элементы среды должны быть добротными и характеризоваться потенциями к индивидуальному преображению (достраиванию, замене, эстетическому усовершенствованию в связи с личными вкусами детей).

Трансформация помещения группы должна создавать разный эмоциональный настрой, становиться: «таинственной», «волшебной», «сказочной», «загадочной», «фантастической» и т. д. Ширмы, витрины, экраны несут художественно-визуальную информацию, позволяющую легко настраиваться на соответствующий вид деятельности. Широкие и светлые холлы МАДОУ – это места отдыха детей и воспитателей. Гармоничное сочетание цветовой, звуковой и кинестетической модальностей вносили свой вклад в построение среды.

Публикации по теме:

Организация предметно-пространственной среды на участке ДОУ в зимний период для детей младшего дошкольного возрастаОрганизация предметно-пространственной среды на участке ДОУ в зимний период для детей младшего дошкольного возраста Поскольку 2018 год был объявлен Годом добровольцев-волонтеров в России - у нас в Детском саду появилась идея немного изменить это понятие,.

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечкамиРазвитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечками «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский Актуальность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста объясняется.

Карта инновационного проекта «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц» Карта к инновационному проекту Автор проекта: Корнеева Оксана Николаевна 1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ 1.1. Актуальность проекта Общение –.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования.

Модель предметно-развивающей среды по ФГОС для младшего возраста Игровое пространство: Игровые модули Наборы для профессиональных игр: маленький доктор, маленький парикмахер, автозаправочная и ремонтная.

Модель предметно-развивающей среды по ФГОС для среднего дошкольного возраста Игровое пространство: Игровые модули Игровые методические комплексы Развивающие игры В. В. Воскобовича Развивающие игры Б. П. Никитина Игровая.

Модель предметно-развивающей среды по ФГОС для старшего дошкольного возраста Игровое пространство: Для мальчиков: станция техобслуживания, бензоколонка, крупный и средний строительный материал, конструкторы, машины.

Описание развивающей предметно-пространственной среды групповой комнаты для детей старшего дошкольного возрастаОписание развивающей предметно-пространственной среды групповой комнаты для детей старшего дошкольного возраста Описание развивающей предметно - пространственной среды групповой комнаты для детей старшего дошкольного возраста. Развивающая предметно.

Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего возрастаСоздание развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего возраста В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организации и.

Создание развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста по программе «Югорский трамплин»Создание развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста по программе «Югорский трамплин» «Югорский трамплин», программа дошкольного образования, ориентированная на ребенка, которая разработана на основе программы «СООБЩЕСТВО».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с помощью предметно-развивающей среды группы
Опубликовано: 20 февраля 2021 в 08:18
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с помощью предметно-развивающей среды группы» (включая файлы) размещена пользователем Нина Ефремова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД