Гурома Виктория Алексеевна
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста по средствам сюжетно-ролевой игры.
Цель: Создание условий для развития речи по средствам сюжетно-ролевой игры.
Задачи:
Публикация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
1. Проанализировать имеющие в научно – методической литературе теоретические подходы по проблеме развития речи; проанализировать практический опыт по руководству к организации сюжетно-ролевыми играми.
2. Создать соответствующую стандарту РППС (развивающую предметно-пространственную среду) для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
3. Изучить уровень развития речи детей младшего дошкольного возраста.
4. Подобрать содержание программно-методического обеспечения по организации сюжетно-ролевых игр в практике дошкольного образования.
5. Организовать целенаправленную педагогическую работу по развитию речи у детей по средствам сюжетно-ролевой игры.
6. Внедрить практико-ориентированные методы взаимодействия с семьей для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Предполагаемые результаты:
1. Соответствующая требованиям РППС (развивающая предметно-пространственная среда) по развитию речи в соответствии с ФГОС ДО.
2. Подбор содержания программно-методического обеспечения по организации сюжетно-ролевых игр в практике дошкольного образования.
3. Повышение уровня речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
Содержание программно-методического обеспечения речевого развития по средствам сюжетно-ролевой игры
Содержание работы Формы работы Сроки проведения Примечание отметка о выполнении
1. Изучение научно-методической литературы и анализ практического опыта по проблеме речевого развития детей по средства сюжетно-ролевой игры :
- Komarovski M. Blue - Color Marriage. NY, 196
- Lindsey L. Gender roles. A Sociological Perspective. Prentice Hall, 1997
- Rogers C. Becoming partners : marriage and its alternatives. NY, 1972.
- Абрамова, Г. С. Возрастная психология : Учебное пособие для студентов вузов. – [Текст] / М: «Академия», 1999.
- Адидова, Л. Ролевая игра в старшем дошкольном возрасте [Текст] / Л. Адилова // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 11. – С. 54-57.
- Андреева, А. Д. Проблема игровой мотивации современных детей [Текст] / А. Д. Андреева // Журнал практического психолога. – 2008 - № 5. – С. 101—114.
- Антонова, Ю. А. Весёлые игры и развлечения для детей и родителей [Текст] / Ю. А. Антонова. - М: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО «Дом 21 век», 2007.- 288с. – Библиограф. : 280-2886 с.
- Белова, С. Уроки воспитания для воспитателей [Текст] / С. Белова // Народное образование. – 2004. - № 3. – С. 102-109.
- Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателя детского сада / [Текст] под ред. Т. А. Марковой. – М., издательство "Просвещение", 1982. – 128 с.
- Гамезо, М. В. Атлас по психологии: Информ. – метод. Материалы к курсу «Общая психология» [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – М. : Просвещение, 1986. – 272 с. : ил.
- Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста : учеб. пособие для студентов пед. вузов по специальности «Педагогика» [Текст] / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2007. – 316 с. – Библиограф. : 310 – 313 с.
- Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] : Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб. : Питер, 2014. – 464 с. : ил.
- Дошкольная педагогика : учебник для бакалавров / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева ; под общ. ред. Н. В. Микляевой. – М. : Издательство Юрайт, 2012. – 510 с. .
- Зайцева, О. Ю. Психологические основы игровой деятельности дошкольника [Текст] : Учеб. Пособие / О. Ю. Зайцева. – 2- е изд., перераб. И доп. – Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2010. – 248 с.
- Игра дошкольника [Текст] / под ред. С. Л. Новоселовой. – М. : Просвещение, 1989. – 286 с. : ил.
- Игра дошкольника [Текст] / Под. ред. Новоселовой С. Л. - М. : Просвещение. ,2003.-286с.
- Игра и дошкольник [Текст] : Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: сборник / под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. - 192 с.
- Каменская, Е. Н. Гендерный подход в педагогике [Текст] :дис. доктора пед. наук / Каменская Елена Николаевна. – Ростов н/Д., 2006. – 385 с.
- Козлова, С. А., Дошкольная педагогика [Текст] : Учеб. пособие для сту. Сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова – 2- е изд., перераб. И доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.
- Концепция дошкольного воспитания [Текст] / Под ред. В. В. Давыдова. - М., 2005. – 54 с. -Библиогр. : 53 с.
- Кузин, М. В. Детская психология в вопросах и ответах [Текст] / М. В. Кузин. – 2-е изд. – Ростов н / Д: Феникс, 2006. – 253 с.
- Мамайчук, И. И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика наблюдения ребенка. Документы психолога и педиатра. [Текст] / И. И. Мамайчук - СПб., 2008. – 126 с. - Библиогр. : 124-126 с.
- Методология и методы психолого- педагогического исследования [Текст] / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – 2-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2005. – 208 с.
- Миленко, В. А. Нужно ли учить детей играть [Текст] / В. Миленко. – М. : Сфера, 2005. - 119 с.
- Немов, Р. С. Психологический словарь [Текст] /Немов Р. С. – М. :Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 560 с. : ил.
- Психолог в детском дошкольном учреждении : методические рекомендации к практической деятельности [Текст] / Под ред. Т. М. Лаврентьевой. - М., Новая школа, 2006. – 260 с. - Библиогр. : 248 - 255 с.
- Репина, О. К. Исследование игровой деятельности старших дошкольников [Текст] / О. К. Репина // Психологическая наука и образование. – 2006. - № 2. – С. 55-69.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. – СПб. : Питер, 2008. – 713 с. : ил.
- Урунтаева, Г. А. Практикум по психологии дошкольника [Текст] / Г. А. Урунтаева. - М. : Академия, 2009. - 368 с.
- Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст]/АПН СССР. – М. : Педагогика, 1978. – 360 с. Сентябрь
В течение года
2. Посещение консультаций, семинаров, мастер-классов по проблеме речевого развития, подходы к организации сюжетно-ролевых игр.
3. Организация целенаправленной педагогической работы по речевому развитию детей младшего дошкольного по средствам сюжетно-ролевой игры. Работа с родителями.
НОД по речевому развитию в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Использование речевых игр в режимных моментах.
Самостоятельная и совместная деятельность детей в речевом центре.
Взаимосвязь с другими специалистами:
- с логопедом (диагностика детей в соответствии с планом специалиста)
- с музыкальным руководителем (пение песен, разучивание стихов, музыкальные игры)
В течение года
Декабрь
Февраль
Март
4. Внедрение практико-ориентированных методов взаимодействия с семьей по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста. - Сбор информации
- Привлечение родителей к оснащению РППС группы, «Информационного поля», уголка тематической недели.
- Беседы, выступление на родительском собрании, лекции одного слушателя, индивидуальные консультации на тему: «Развитие речи младших дошкольников». В течение года
Сентябрь Ноябрь
Март
Май
5. Изучение уровня речевого развития детей - Наблюдение
- Диагностика Начало октября
Конец апреля
6. Обобщение и анализ результатов работы по программе ИПП. Организация сери сюжетно-ролевых игр в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Составление творческого отчета по программе ИПП по теме: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста по средствам сюжетно-ролевой игры». В течение года
В течение года
7. Представление опыта работы по теме ИПП. Доклад на педагогическом мероприятии по теме «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста по средствам сюжетно-ролевой игры».
Индивидуальный план
педагогического поиска
на тему:
«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста по средствам сюжетно-ролевой игры».
Перспективный план по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста по средствам сюжетно-ролевой иргы.
Дата Название мероприятия Задачи мероприятия
Сентябрь НОД по развитию речи детей младшего дошкольного возраста (средняя группа) :
1. Беседа с детьми на тему «Надо ли учиться говорить?»
2. ЗКР: звуки с и сь.
3. Обучение рассказыванию «Наша неваляшка».
4. Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад». Составление рассказа о кукле.
Организация сюжетно-ролевых игр в соответствии с календарно-тематическим планированием:
1. С-Р игра «Семья»
2. С-Р игра «Банный день»
3. С-Р игра «Большая стирка»
4. С-Р игра «Автобус» Развитие речи :
- Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на занятиях по развитию речи.
- Объяснить детям артикуляцию звука С, упражнять в правильном, отчетливом произнесении звука (в словах и фразовой речи).
- Формировать умение у детей следовать плану рассматривания игрушки, рассказывать о ней при минимальной помощи педагога.
- Совершенствовать умение у детей составлять рассказы об игрушке. Познакомить со стихотворением и ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух. Предварительная работа. Накануне во время прогулки «поискать» приметы осени: описать её цвета, послушать шуршание листьев и если, удастся, отметить, что «воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра».
Игровая деятельность:
- Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.
- Воспитание у детей любви к чистоте и опрятности, заботливого отношения к младшим.
- Воспитание у детей уважения к труду прачки, бережного отношения к чистым вещам - результату ее труда.
- Закрепление знаний и умений о труде водителя и кондуктора, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Знакомство с правилами поведения в автобусе. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду водителя и кондуктора.
Октябрь НОД по развитию речи детей младшего дошкольного возраста (средняя группа) :
1. Чтение сказки К. Чуковского «Телефон».
2. ЗКР: звуки З и ЗЬ.
3. Заучивание рус. нар. песенки «Тень-тень-потетень».
4. Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов - описание игрушек.
Организация сюжетно-ролевых игр в соответствии с календарно-тематическим планированием:
1. С-Р игра «Правила движения»
2. С-Р игра «День рождения»
3. С-Р игра «Зоопарк»
4. С-Р игра «Парикмахерская» Речевое развитие :
- Порадовать детей чтением весёлой сказки. Поупражнять в инсценировании отрывков из произведения.
- Упражнять детей в произношении изолированного звука З (в словах, слогах); учить произносить звук З твёрдо и мягко; различать слова со звуками З и ЗЬ
- Помочь детям запомнить и выразительно читать песенку.
- Приобщить детей к восприятию поэтической речи. Продолжать учить рассказывать об игрушке по определенному плану.
Игровая деятельность:
- Продолжать учить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения.
- Воспитание чуткости, внимания, закрепление культурных навыков, учить дарить подарки.
- Расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.
- Закреплять знания детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей : клиент, мастер, парикмахер, администратор, фен, одеколон, флакон, ножницы парикмахера, расческа, накидка.
Ноябрь 1. Чтение сказки «Три поросенка»
2. ЗКР: звук Ц
3. Рассказывание по картине «Собака со щенятами».
4. Составление рассказа об игрушке. - Познакомить детей с англ. сказкой «Три поросенка» (пер. С. Михалкова, помочь понять ее содержание и выделить слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка.
- Упражнять детей в произнесении звука Ц (изолированного, в словах, в слогах). Совершенствовать интонацию выразительность речи. Учить различать слова, начинающиеся со звука Ц, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.
- Учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картинку. Приобщать детей к поэзии.
- Дидактическое упражнение «Что из чего?» Проверить насколько у детей сформировано умение составлять последовательный рассказ. Поупражнять детей в умении образовывать слова по аналогии.
Декабрь 1. Чтение рус. нар. сказки «Лисичка-сестричка и волк»
2. ЗКР: звук Ш
3. Чтение и заучивание стихотворений о зиме.
4. Обучение рассказыванию по картинке «Вот это снеговик!» - Познакомить детей со сказкой «Лисичка – сестричка и волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения.
- Показать детям артикуляцию звука Ш, учить четко произносить звук; различать слова со звуком Ш.
- Приобщать детей к поэзии. Помогать детям запоминать и выразительно читать стихотворения.
- Формировать умение у детей составлять рассказы по картинке без повторов и пропусков существенной информации.
Январь 1. Чтение детям рус. нар. сказки «Зимовье»
2. ЗКР: звук Ж
3. Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза»
4. Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать». - Помочь детям вспомнить известные им русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Зимовье».
- Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука Ж (изолированного, в звукоподра-жательных словах); в умении определять слова со звуком Ж.
- Формировать умение у детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определенной последовательности» учить придумывать название картины.
- Выяснить, какие программные стихотворения знают дети. Помочь детям запомнить новое стихотворение.
Февраль 1. Мини-викторина по сказкам К. Чуковского. Чтение произведения «Федорино горе».
2. ЗКР: звук Ч.
3. Составление рассказов по картиннее «На поя не»
4. Урок вежливости. - Помочь детям вспомнить название и содержание сказок К. Чуковского. Познакомить со сказкой «Федорино горе».
- Объяснить детям, как правильно произносится звук Ч, упражнять в произнесении звука (изолирован-ного, в словах, стихах). Развивать фонематический слух детей.
- Помогать детям рассматривать и описывать картину в определенной последовательности. Продолжать учить придумывать название картине.
- Рассказать детям о том, как принято встречать гостей, как и что лучше показать гостю, чтобы он не заскучал.
Март 1. Готовимся встречать весну и Международный женский день.
2. ЗКР: звуки Щ - Ч
3. Русские сказки. Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко»
4. Составление рассказов по картине. - Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна». Поупражнять в умении поздравить женщин с праздником.
- Упражнять детей в правильном произнесении звука Щ и дифференциации звуков Щ – Ч.
- Помочь детям вспомнить названия и содержание уже известных им сказок. Познакомить со сказкой «Петушок и бобовое зернышко».
- Проверить, умеют ли дети придерживаться определенной последовательности, составляя рассказ по картине; поняли ли они, что значит озаглавить картину.
Апрель 1. Чтение сказки Д. Мамин-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича-Длинный нос и про Мохнатого Мишу-Короткий хвост».
2. ЗКР: звуки Л, ЛЬ
3. Обучение рассказыванию: работа с картиной – матрицей и раздаточными картинами. с. 65.
4. Заучивание стихотворений - Познакомить авторской литературной сказкой. Помочь детям понять, почему автор так уважительно называет комара».
- Упражнять детей в четком произнесении звука Л. Совершенствовать фонематическое восприятие – учить определять слова со звуками Л,ЛЬ.
- Формировать умение у детей создавать картину и рассказывать о её содержании, развивать творческое мышление.
- Помочь детям запомнить и выразительно читать одно из стихотворений.
Май 1. День победы.
2. ЗКР: звуки Р,РЬ.
3. Прощаемся с подготовишками. Оказать внимание детям, которые покидают детский сад, пожелать им доброго пути.
4. Литературный калейдоскоп. - Выяснить, что знают дети об этом великом празднике. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение Т. Белозёрова «Праздник Победы».
- Упражнять детей в четком и правильном произнесении звука (изолированно, в чистоговорках, в словах).
- Выяснить, есть ли у детей любимые стихи, сказки, рассказы; знают ли они загадки и читалки.