Елена Старикова
Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием регионального компонента и алгоритмов по стихам Е. Ранневой
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА И АЛГОРИТМОВ ПО СТИХАМ Е. РАННЕВОЙ
Старикова Е. П. воспитатель МБДОУ № 79
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохин, А. М. Шахнарович и др.)
Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием регионального компонента и алгоритмов по стихам Е, Ранневой» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Республика, область, край. Список городов
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.
Основные задачи мои как воспитателя:
1. Привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге как к источнику знаний.
2. Вызвать интерес к стихотворению и желание его запомнить.
3. Познакомить детей с методом зарисовки (алгоритма) стихотворения для его лучшего запоминания.
4. Развивать фантазию, творческое воображение, умение слушать товарищей
Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.
В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).
Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного и изобразительного творчества детей. С этой целью нами было разработано перспективное планирование кружка «Говорушки» для 2 младшей и средней групп «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием регионального компонента и алгоритмов на произведениях Е. Ранневой»
ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА РАННЕВА, автор двух десятков детских книг, изданных в Челябинске, Миассе, Златоусте. Пришла к детской поэзии тогда, когда сама стала мамой. Имея сына и дочь, постоянно нуждалась в таких стихотворениях, которые успокаивают, радуют, развивают, воспитывают малыша. Писала своим маленьким детям азбуки, потешки, загадки, считалочки «успокоилки», страшилки, пальчиковые гимнастики, маленькие песенки и другие придумки. Взрослеют дети, а стихи для детей продолжают радовать ребят и их родителей.
Существует много способов и методик заучивания стихов. Одной из таких методик является методика использования иллюстраций / алгоритмов/ к заучиванию стихотворений. С этой целью были подготовлены дидактические карточки с рисунками к стихотворениям автора.
Дети очень любят игру с рифмами и со звуками, что, несомненно, помогает в запоминании. Но помимо этого, очень важна установка на запоминание, мотивация детей (для чего нужно). Это могут быть:
• чтение стихов на утреннике; чтение маме и бабушке, чтобы их порадовать;
• выступить перед малышами и другие мотивы.
Установка мобилизует память, внимание; ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст.
Характерной чертой памяти маленьких детей является ее механический характер. Но даже трехлетние малыши обнаруживают смысловую память, которую необходимо развивать, так как осмысленное запоминание гораздо прочнее механического. Поэтому важно довести до сознания детей смысл произведения, заранее готовить их к восприятию.
Существенное значение имеют приемы обучения заучиванию стихов и качество художественного исполнения их взрослыми. При чтении стихотворений воспитатель выделяет ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчеркивая образные выражения, развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.
Заучивание стихов включает в себя два связанных между собой процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение, то есть чтение стихотворения наизусть. Как уже говорилось выше, воспроизведение поэтического текста зависит от того, насколько глубоко и полно ребенок поймет произведение, прочувствует его. Наша задача подготовить ребенка к восприятию стихотворения, прочитать стихи так, чтобы дети их почувствовали и поняли.
Этот метод основан на том факте, что дети познают окружающий их мир с помощью наглядно-образного мышления. Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить. Для лучшего запоминания детям достаточно даже простого схематического изображения к строчке или смысловому фрагменту.
Прежде, чем приступить к заучиванию стихотворения, мы прочитываем его с выражением. Если стихотворение будет прочитано взрослым наизусть – будет просто замечательно. Затем объясняем детям незнакомые или непонятные слова и выражения. После этого прочитываем стихотворение еще раз, не торопясь, акцентируя смысловые моменты. После повторного прочтения рассказываем детям об авторе этого произведения, а также о том, как и когда оно написано. Такой подход облегчает восприятие поэзии и развивает системное мышление.
Обязательно рассматриваем с детьми алгоритмы (иллюстрации) к стихотворению, отвечаем на вопросы, а затем еще раз прочитываем стихотворение. Так, у детей сформируется цельное восприятие произведения. А теперь можно приступить к заучиванию стихотворения. Необходимо предупредить ребят, что это произведение они будут учить наизусть, мотивировать детей на заучивание.
Когда стихотворение будет выучено, пусть малыши рисуют свои картины к нему совместно с воспитателем. Мы делаем подшивку таких рисунков, и время от времени рассматриваем их, воссоздавая в памяти, выученные ранее тексты. Это интересное занятие: создание их собственного альбома иллюстраций и иллюстраций самого воспитателя дает детям возможность видеть результаты своей деятельности, поддерживать литературный багаж, тренировать память.
По результатам занятий по данной методике проводим диагностику в начале и в конце учебного года, где прослеживается положительная динамика:
• если вначале года детей со средним уровнем развития речи было – из 19 человек 11 человек, что составляло 57,8 %; 1 человек с низким уровнем– 5, 6%;
• то в конце года таких детей осталось 6 человек, что составило 31, 6 %.
Таким образом, анализируя и синтезируя данный способ и требования к заучиванию, можно сказать, что для детей данного возраста эта методика благотворно влияет на развитие речи детей как младшего так среднего дошкольного возраста.
Обобщив опыт работы по данной тематике, мы выделяем основные позиции при проведении непосредственно образовательной деятельности дополнительного образования в детском саду:
1. Подготовка детей к восприятию поэтического произведения (создание поэтической атмосферы, мотивация, вступительная беседа).
2. Выразительное и чувственное прочтение стихотворения воспитателем. Прочитать нужно так, чтобы воздействовать на сознание и чувства детей. Причем таким должно быть именно первое прочтение, пока не потерян момент неожиданности.
3. Беседа с детьми о стихотворении (можно задавать вопросы, раскрывающие общую картину произведения, вопросы, отношения ребенка к произведению, к герою, к поступкам; вопросы, помогающие понять поэтическую форму и средства выражения с помощью алгоритмов).
4. Повторное чтение всего произведения с установкой на запоминание.
5. Воспроизведение стихотворения детьми. Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, воспитатель помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи. Чтобы поддержать интерес детей к запоминанию и улучшить его результаты, следует менять форму повторения (чтение в лицах, для куклы, в игровой форме). Стихотворение повторяется индивидуально, а не хором!
6. Закрепление произведения на следующих занятиях, в подходящих по тематике жизненных ситуациях.
7. Создание детских иллюстраций и иллюстраций воспитателя к поэтическим произведениям.
8. Оформление иллюстраций (алгоритмов) к стихотворениям в подшивку по темам.
Литература по теме:
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика работы с художественной литературой в детском саду. - М., 1998.
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие. - М., 2000.
3. Жуковская Р. И. Чтение стихотворений в детском саду. - М., 1981.
4. Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. - СПб., 2004.
5. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников. - М., 2008
7. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим с литературой детей 3-5 лет. Методические рекомендации. Конспекты занятий. - М., 2010
8. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста : Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., 2004.
9. Литературные сборники Елены Ранневой