Булатова Вера Сергеевна
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализации
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей посредством театрализованных игр
Театрализованная игра – яркое эмоциональное средство, которое формирует личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. Во время театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи.
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театрализованная деятельность несет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременному достижению этих целей. При этом будут решаться задачи всех образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие;
• речевое развитие.
Охватывают такие задачи речевого развития как :
• Обогащать и активизировать словарь детей;
• Развивать грамматический строй речи, предоставлять возможность активного экспериментирования со словами;
• Совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
• Развивать интонационную выразительность речи;
• Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами, игрушками;
• Воспитывать эмоционально-положительное отношение к сверстникам, уверенность в себе;
• Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста делится по следующим разделам:
- игры в кукольный театр;
- игры- драматизации;
- игры- представления (спектакли);
- плоскостные и теневые театры.
Театрализованная деятельность :
• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств;
• появляется познавательный интерес и стремление к размышлению;
• совершенствует артикуляционный аппарат;
• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь;
• дети получают эмоциональный подъём;
• способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса;
• позволяет формировать опыт социального поведения;
• стимулирует активную речь.
Содержание деятельности:
• Артикуляционная гимнастика;
• Чистоговорки и скороговорки;
• Упражнения на воображение;
• Упражнения на имитацию движений;
• Упражнения на активизацию словарного запаса;
• Упражнения на интонационную выразительность;
• Упражнения на формирование разговорной речи;
• Упражнения на речевое дыхание;
• Игры со словами и без слов.
Подвижные игры с героями:
• Этюды;
• Инсценирование сказок;
• Показ театрализованных представлений.
Формы и методы работы:
1. Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.
2. Игры драматизации.
3. Упражнения для социально – эмоционального развития детей.
4. Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
5. Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук.
6. Упражнения на развитие выразительной мимики.
7. Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
8. Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.
В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.
Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение, совершенствует речь.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтоб его все поняли.
Большую роль в развитии речи детей играет правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда, созданная с учетом требований ФГОС ДО. Она должна быть содержательно насыщена, трансформируема, вариативна, доступна и безопасна.
Роль педагога в организации и проведении театрализованных игр :
- поставить четкие задачи;
- передать инициативу детям;
- организовать совместную деятельность;
- не оставлять вопросы без внимания;
- осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Виды театров :
• пальчиковый;
• настольный
• платковый театр
• театр «Волшебный конус»
• театр на палочках «Кошкин дом»
• театр оригами
• театр «Ростовые куклы»
• театр цветов
• театр теней
• театр на дисках
• театр на резиночках
• театр на трубочках
• театр на баночках
• театр на лентах
• театр «Чудесные полоски»
• театр с переодеванием
• театр с мягкими игрушками
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что театрализация – не просто развлечение, но и отличное средство для развития уникальной, неповторимой личности ребенка.
С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и творческого потенциала дошкольников. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.
Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.