Наталья Павлова
Развитие речи детей через использование экологического проекта
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей через использование экологического проекта
«Природа так обо всем позаботилась,что повсюду ты находишь, чему учиться» Леонардо да Винчи.
Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста, обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Видимо, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.
Публикация «Развитие речи детей через использование экологического проекта» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Мы работаем с детьми с ТНР и развитие речи является основной задачей нашей работы. У детей с ТНР нарушения касаются всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики и связной речи. Кроме того, у детей недостаточно сформированы познавательные процессы (внимание, память, мышление, тесно связанные с речевой деятельностью, для детей характерны нарушения пальцевой и артикуляционной моторики. Чувствуя свой недостаток, дети не всегда готовы к общению, замыкаются в себе, не желают вступать в контакт ни со взрослыми, ни со сверстниками, становятся нерешительными, застенчивыми, а порой и агрессивными.
Поскольку приоритетным направлением работы нашего детского сада является «Воспитание духовной личности через экологическое образование», мы решили экологическое воспитание, а конкретно – экологический проект, использовать в коррекционной работе. Ведь природа окружает ребенка с ранних лет и с ее разнообразием форм, запахов, звуков, красок представляет большие возможности для накопления знаний о ней, для формирования умения объяснять, рассуждать, доказывать, выражать в речи свои чувства и эмоции.
Наш проект «Здравствуйте, деревья» предусматривает интеграцию образовательных областей, носит познавательно-речевой, творческий характер. В процессе работы мы используем различные методы и приемы для развития всех сторон речи детей с ТНР.
Словарная работа занимает важное место в системе речевого развития. Наши задачи: расширение объема словаря одновременно с расширением представлений об окружающем мире природы, развитие познавательных процессов (мышления, врсприятия, внимания, памяти, уточнение значений слов, активизация в речи глаголов, прилагательных, антонимов, предлогов и др. Проводя словарную работу, мы одновременно решаем задачи нравственного и эстетического воспитания. В занятиях по обогащению словаря используем непосредственное общение с объектами природы, а так же рассматривание иллюстраций, художественных произведений, чтение экологических сказок, рассказов и стихотворений познавательного содержания, беседы, словесные, дидактические игры.
Знакомство детей с деревьями происходит во время прогулок в уголок леса детского сада, экскурсий в сквер, парк, лесополосу, которые расположены неподалеку от детского сада. Обращая внимание детей на красоту природы, знакомим с наиболее распространенными в нашей местности деревьями: береза, дуб, клен, тополь, липа, рябина, осина, сосна, ива, ель. В непринужденной обстановке дети быстрее запоминают и стараются четко проговаривать названия деревьев, их частей. Проводим упражнения: «Я знаю пять деревьев.» - на закрепление названий, «Назови части» - закрепление строения дерева. Задумываемся над тем, что необходимо дереву для роста, с кем дружит дерево, расширяя представления о взаимосвязях в природе. Мы помогаем детям выражать свои впечатления словами, побуждаем слушать и слышать взрослых, задавая вопросы ( например: Кто больше деревьев назовет? Чем дерево отличается от других растений? Почему деревья сбрасывают листву? Кто сажает деревья в лесу, городе? Какое дерево вам больше всего наравится? Почему? В какое дерево ты хотел бы превратиться? и др.) В ходе наблюдений занкомим и разъясняем такие понятия, как питомник, саженец, лесополоса, хвойный, лиственный, смешанный лес, листва, хвоя, кора, крона, дубрава, бор, роща и т. п.
Во время экскурсий собираем семена растений, листья, ветки для составления гербария, занятий по продуктивной дятельности.
Более глубокие, уточняющие знания дети получают в ходе комплекса занятий «В гости к дереву». Каждый раз мы идем к какому-то определенному дереву ( например: «В гости к березке»). Используем наблюдение, художественное слово, загадки, пальчиковые гимнастики, динамические паузы. Предлагаем детям самим составить загадки, небольшие рассказы о дереве. Проводим занятия в сюжетной форме, с привлечение литературных персонажей: Старичка-Лесовичка, Незнайки, Айболита и др. В беседах, довольно часто, отводим себе роль Незнайки, чтобы дети сами рассказывали ему, объясняли, высказывали свое мнение.
За елью мы проводили цикл наблюдений, используя методику С. Н. Николаевой: «Как узнать ель?», «Какая ель?», «Чем прекрасна ель?», «Сравним живую и игрушечную ели», «Поможем нашей елочке». Подводя итог наблюдениям, проводим акцию, которая у нас уже стала традиционной, «Сохраним елочку – красавицу лесов». Выполняем плакаты с изображением елочек в разных техниках (рисование, пластилинография, ниткография, оригами, аппликация, дети сами придумывают четверостишия ( Например: «Не губите елочку – не рубите, а подите в магазин и купите»). Эти плакаты мы затем вывешиваем на остановках, магазинах. Просим детей о добрых делах, по отношению к елочке, рассказать своим родным, друзьям и знакомым.
Очень важно развивать словесно-логическое мышление, как одну из функций речи. Задаем вопросы познавательного характера ( например: Что будет, если на Земле исчезнут все деревья? Почему дерево живое? Зачем дереву нужна кора?). Даем ребятам возможность самостоятельно подумать, порассуждать и найти ответ. Предлагаем детям поискать различия в сходном, общее в различном ( например: Чем отличается дерево от куста, Что общего у дерева и цветка). В игре «Четвертый лишний» ( например: дуб, береза, осина, лиственница) учимся обосновывать свой выбор. В разные сезоны подмечаем изменения, происходящие с деревьями: весной наблюдаем за сокодвижением, проклевыванием почек; летом обращаем внимание на листву, цветение, пользу зелени для выработки кислорода; зимой разъясняем про «сон» деревьев, хрупкие от холода веточки; осенью про листопад, его причины. В ходе этих наблюдений выстраиваем логические связи этих изменений, сначала взрослый, затем уже дети сами ищут ответы. Хвалим детей за хороший вопрос, за стремление к познанию.
С помощью настенной модели дерева в группе, повторяем и закрепляем сезонные изменения, происходящие с деревьями, активизируем словарь глаголов ( например: листья желтеют, вянут, опадают).
Чтобы заинтересовать детей, в «Уголке природы» в группе мы поселили Почемучку. Это «любопытная» коробочка, в которой постоянно появляется что-то интересное: кроссворды, ребусы, загадки, экологические сказки, стихи, картинки, видео и аудиозаписи, связанные с деревьями. Детям эти сюрпризы очень нравятся, у них сформировалась привычка каждый день заглядывать в коробочку. В группе организована опытническо-исследовательская станция, там живет Любопытный Гном. Мы проводим опыт «Какие условия нужны для роста деревьев. Ветки в вазе». Вместе с детьми отмечаем изменения, пытаемся разобраться, почему они происходят, делаем выводы.
Для развития грамматического строя речи детей мы использовали дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием.
Рассматривая в лесу листья с разных деревьев, называем их: кленовый, березовый, дубовый, липовый и т. д; подбираем родственные слова к названиям деревьев: ель – елка, елочка, ельник, еловый. Предлагаем найти прилагательные к слову лес ( например: большой, зелёный, красивый, густой, дремучий, тихий, таинственный, сосновый, «расхвалить» дерево ( например: Дуб – могучий, высокий, крепкий; Березка – белоствольная, кудрявая и т. д.). В лесу растут деревья разной величины, дети с удовольствием подбирали им уменьшительно-ласкательные названия: береза – березка, березонька, березушка, дуб – дубок, дубочек, клен – кленочек и т. д. Сравнивая деревья, мы предлагали детям игры: «Угадай слово» - на образование прилагательных- антонимов ( например: Дуб большой, а рябина. Сосна высокая, а ива., Дуб толстый, а рябинка., «Кто всех больше?» - на употребление сравнительной степени прилагательного: береза высокая, тополь еще выше, а дуб самый высокий; береза кудрявая, а липа еще кудрявее, липа тонкая, а клен еще тоньше. В парке считали деревья: одна береза, две березы,. , пять берез; образовывали множественне число существительных: одна береза – много берез, один дуб – много дубов; береза – березы, дуб – дубы, клен – клены. Проводя беседы после экскурсии, вспоминали, что: в лесу есть большой дуб, а в парке нет большого дуба, в лесу есть маленькие сосны, а в парке нет маленьких сосен (употребление формы родительного падежа в единственном и множественном числе). На занятии дети с удовольствие учили Незнайку, исправляли ошибки: моя клен –. клен, мой береза –. береза (на согласование притяжательных местоимений с существительными). В игре «Что на елке, что под елкой» мы упражнялись в употреблении предлогов.
Важное значение для развития речи детей с ТНР имеет работа по развитию слухового внимания и фонематического слуха.
Гуляя в лесу, мы с закрытыми глазами слушали окружающие нас звуки, учились их различать и называть: шуршат опавшие листья, каркает ворона, шумят кронами деревья, и т. д. В игре «Эхо» водящий - «Эхо» повторял то, что ему скажут (сначала простые слова, а пото более сложные, например: ау, липа, листок, бурелом и др.) Отгадывали названия деревьев в игре «Угадай, какое дерево я задумала» ( например: Дерево я задумала на звук -к-. клен).
На занятиях и в свободной деятельности мы слушали аудиозаписи голосов птиц, животных, звуки природы. Так же слушали аудиозаписи сказок, рассказов, стихов, природоведческого содержания, прочитанных мастерами художественного слова. Дети, слыша интонационно выразительную речь, сами затем старались при пересказе подражать голосам героев. При чтении стихов, работали над интонацией, звуковой выразительностью, эмоциональностью речи.
В группе, на занятиях использовали дидактические игры : «Чудо-дерево», где дети украшали дерево картинками, в которых есть заданный звук; «Где спрятался звук» - определяли его местоположение (в начале, в середине, в конце слова); «Какой звук пропал», в которой дети должны были услышать пропущенный взрослым звук (например. ереза,. ополь, ряби. а); «Услышишь - хлопни», где дети хлопали в ладоши, когда слышали заданный звук.
В старшем возрасте речь детей быстро развивается. Она служит источником знаний об окружающем мире и средством общения с ним. В связи с этим большое значение приобретает умение детей пользоваться связной речью.
С этой целью мы использовали игры : «Опиши дерево», «Что на чем растет?», «Угадай слово», «Расскажем по цепочке». На магнитной доске составляли сюжеты и придумывали рассказы. Упражняли детей в составлении предложений по опорным словам.
Диалогическая форма речи является самой естественной формой языкового общения, поэтому мы проводили с детьми много бесед: «Лес наше богатство», «Деревья нашего участка», «Что такое лиственный лес», «Что такое хвойный лес», «Белая береза», «С кем дружит ель» и др. Рассматривали и составляли рассказы по предметным и сюжетным картинкам «Деревья», «От семечка до дерева», И. Грабарь «Осенний день», «Зимний пейзаж», «Февральская лазурь», И. Левитан «Осенний день», «Золотая осень», И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Лес», «Корабельная роща», «Березовый лес», Д. Я. Александров «Зимняя сказка», С. Герасимов «Ива цветет»). В ходе бесед задавали вопросы, использовали образец рассказа, план-подсказку, рассказывали по цепочке.
Ребята с удовольствием слушали экологические сказки, увлеклись ими, рисовали иллюстрации. Мы обсуждали поступки героев, их мотивы, дети высказывали свое отношение к ним. А затем и сами начали фантазировать, придумывать свои истории ( Например: «Жила-была в лесу маленькая елочка. У нее был друг – сильный и смелый дуб. Когда в лесу начиналась гроза и дождь елочка сильно пугалась и дрожала. А дуб укрывал ее своими большими ветками и успокаивал. Елочка очень любила своего друга»). Мы поощряли эти порывы, записывали сказки, а затем читали их детям.
Дети любят играть в рекламу. Мы предлагали выбрать любое дерево и от его имени рекламировать себя. Для этого дети должны были, как можно больше вспомнить о дереве, выделить самые существенные его особенности. Вот что у нас получалось: «Я елочка-зеленая иголочка, про меня придумывают стихи, и сказки, и загадки. На новый год я прихожу в гости к ребятам в детский сад и они меня наряжают разноцветными игрушками. Я живу в лесу и дружу с белочкой, клестом. А еще из меня делают бумагу. Я очень полезное дерево».
В своей работе мы использовали мнемотаблицы. Использование опорных рисунков превращает занятие в своеобразную игру, что привлекает детей. У них появился интерес к составлению описательных рассказов, заучиванию стихов, перессказыванию текстов. Позднее дети сами принимали участие в составлении таких опорных таблиц.
Работая над звукопроизношением, мы использовали такие подражательные упражнения, как «Дятел», «Шуршат листья» и др. Во время работы над правильным речевым дыханием, мы выполняли упражнения «Сдуй листочек», «Как шуршит листвой большое и маленькое дерево». Для развития общей моторики, координации речи с движением использовали динамические паузы : «Дерево», «Дует, дует ветер», «Елочка», «Листопад», «На горе стоит лесок» и др.
Как мы знаем, развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. В работе мы использовали не только паличиковые игры («Елочка», «На березе, на осинке», «Ветер по лесу гулял» и др., но и нетрадиционные техники: для массажа применяли собранные на прогулках семена деревьев: шишки, желуди, каштаны; изготавливали бусы из ягод рябины; рисовали деревья на песке; для воздействия на нервные окончания, питания тканей рук, использовали криотерапию (игры со льдом). Упражнения важны не только для развития мелкой моторики и речи, но и интеллектуального развития, совершенствования функций коры головного мозга и в дальнейшем формирования навыка письма в школе.
Свои эмоции, впечатления от природы мы учили детей выражать в продуктивных видах деятельности: рисовали деревья, листья паличиками и ладошками – «Сказочное дерево», «Листопад»; рисовали с помощью штриховки – «Елочки»; создавали изображения с помощью пластилинографии – «Зимнее дерево», «Яблоки и груши», «Весенние веточки»; использовали обрывную аппликацию для создание картин-мозаик «На лесной поляне», «Золотое осеннее дерево»; выполняли поделки в технике оригами – «Елочка»; в процессе ручного труда использовали шишки, желуди, семена деревьев для поделок и составления узоров. Все разнообразие методов развивает ручную умелость, внимание, воображение, память, образное мышление, связную речь при состалении рассказов о своей работе.
Для наибольшей эффективности мы привлекали к работе родителей: они сопровождали нас на экскурсиях, вместе с детьми составляли творческие рассказы о деревьях при подготовке к занятию; собирали материал для оформления альбома «Здравствуйте, деревья!»; участвовали в конкурсе поделок из бросового материала «Елочка-краса», «Осенние фантазии» (аппликации из листьев). Мы давали им рекомендации, какие книги прочитать с детьми, какие стихи разучить. Проводили родительское собрание «Речь наших детей. Развиваем вместе»; консультации: «Использование мнемотехники для запоминания», «Развитие мелкой моторики»; анкетирование «Условия для речевого развития детей в семье».
Работа, проведенная нами, принесла результаты: уровень экологических знаний и правильного отношения к миру природы повысился (дети имеют представление о деревьях наших лесов, имеют представление о взаимосвязях в природе, с интересом слушают художественное слово, задают много вопросов познавательного характера, стали более чуткими и внимательными к природе); за счет обогащения активного словаря, стал более совершенным грамматический строй речи, многие ребята выразительно декламируют стихи, могут пересказывать небольшой текст с опорой на мнемотаблицу, а так же составить описательный рассказ, сочинить рассказ по сюжетной картине, свободно участвуют в беседе, более развита стала мелкая моторика, что важно для подготовки руки к письму. В дальнейшем мы планируем продолжить работу речевого развития детей средствами экологического воспитания.