Получи документы

Консультация «Развитие речи детей 5 лет»

Алина Дмитриевна Метлецова
Консультация «Развитие речи детей 5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речи детей 5 лет.

Работа над звуковой культурой речи ребенка не ограничивается только работой над звукопроизношением. Важны ведь и такие элементы звуковой культуры, как дикция, темп, умение регулировать силу голоса, интонационная выразительность речи. Для развития интонационной выразительности речи проводите с ребенком игры с пением и стихами («Гуси-гуси» — народная игра, где ребенок упражняется в диалогической речи, «Теремок», «Кот и мыши»).

Темочки:

В дошкольном детстве ребенок усваивает разговорную форму речи, а также устную речь. К 6—7 годам его речь развита уже хорошо.

Дефекты произношения нескольких групп звуков (шипящих и свистящих, например) встречаются, но редко. Однако бывают случаи, когда дети неправильно произносят отдельные звуки: р, л, ш, ж. Это обусловлено недостаточной подвижностью мышц артикуляционного аппарата, особенностями его строения (неправильное строение зубов, широкий, малоподвижный язык, короткая подъязычная уздечка и др., а также неправильным произношением звуков окружающими. В этих случаях, не надеясь, что неправильное произношение устранится само по себе, следует обратиться к специалисту-логопеду.

Богатейший материал дадут вам произведения так называемых малых форм фольклора: потешки, скороговорки, пословицы, поговорки.

Взрослый предлагает ребенку ответить на его вопросы, но так, чтобы голосом выделить нужное слово.

• Ты куда завтра идешь?

• Я завтра иду в кино.

• Ты когда идешь в кино?

• Я завтра иду в кино.

• Кто идет завтра в кино?

• Я завтра иду в кино.

Дети старшего дошкольного возраста могут уже не подражать интонациям взрослого — они сознательно выражают свои чувства при чтении стихотворений, самостоятельно, по-своему передают радость, печаль, удивление и спокойное повествование.

Взрослый должен ставить перед ребенком задачу, чтобы он знал, чему учится. Эта задача должна быть четкой и доступной пониманию ребенка. Например, задание «Запомни стихотворение, прочитай его правильно, красиво» побуждает ребенка не только запомнить текст стихотворения, но и добиться, чтобы оно звучало выразительно.

Что касается грамматической правильности речи, то морфологические ошибки едва ли не самые распространенные в этом возрасте. В родительном падеже множественного числа вместо нулевых окончаний (сапог, девочек, березок и т. п.) и окончаний-ей (людей, карандашей, ежей) дети нередко употребляют окончания -ев, -ов.

Как добиваться грамматической правильности речи? Особенно полезны упражнения, в которых ребенок не механически повторяет за взрослым правильную форму слова, а сам осознает ее правильность, необходимость или, напротив, неправильность той формы, которую он употреблял. Например, показывается картинка с изображением одного лисенка (медвежонка, щенка или других детенышей животных). Ребенок говорит лисенок. На следующей картинке — два лисенка (лисята, затем четыре лисенка. Про последнюю картинку можно сказать много лисят.

Путем упражнений дети усваивают, что нужно говорить лисята, медвежата, цыплята и нельзя говорить лисенки и лисенков, медвежонка и медвежонков, цыпленка и цыпленков и лишь при изменении слова щенки можно употреблять и то и другое окончание, т. е. щенков и щенят.

Такие упражнения хорошо проводить играя. Используются имена существительные, которые в родительном и винительном падежах множественного числа имеют все типы окончаний (-ов, -ев, -ей, нулевое окончание).

Взрослый называет животное, ребенок — детеныша; взрослый— множественное число названия детенышей животного и названия животного, ребенок прибавляет слово много (тем самым ставя существительное в винительном падеже). Игра проводится сначала в умеренном темпе, затем темп убыстряется.

Выглядит это так. Лев — львенок, львы — много львов, львята — много львят. Заяц — зайчонок, зайчата — много зайчат, зайцы— много зайцев. Еж— ежонок, ежи— много ежей, ежата — много ежат. Собака — щенок, собаки — много собак, щенки (щенята) —много щенков (щенят).

Так же проводятся и другие упражнения: белое облако — белые облака — белых облаков; красное яблоко — красные яблоки —красных яблок. Для сравнения детям предлагаются имена существительные мужского и женского рода: белая лента — белые ленты -— много белых лент; красный помидор — красные помидоры — много красных помидоров.

Для упражнений в правильном употреблении глаголов подберите такие слова, в которых дети чаще всего делают ошибки (хотеть; класть — положить; одеть — надеть). В употреблении глаголов одеть — надеть нередко делают ошибки и взрослые, поэтому только специальные упражнения помогут детям запомнить правильные формы.

Это легко удается при рассматривании картинок, которые изображают противоположное значение названных глаголов: «Мама одевает малыша»«Мама раздевает малыша»; «Девочка надевает шубу»«Девочка снимает шубу».

Важно отметить, что эти формы могут сближаться, сталкиваться в детской речи при игре (дети одевают и раздевают куклу). В обыденном речевом общении детей (и взрослых) употребление этих слов раздельно во времени, что затрудняет их разграничение. Дети собираются на прогулку. Взрослый говорит: «Надень шапку». Приходя с прогулки, ребенок слышит: «Сними шапку.» Таким образом, эти формы выступают перед ним как изолированные. Когда мы показываем ребенку картинки, мы «сталкиваем» разные формы и даем ребенку возможность их сопоста

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Игры на развитие понимания речи у детей-алаликов»Консультация для педагогов «Игры на развитие понимания речи у детей-алаликов» «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Консультация для педагогов «Развитие речи детей в младшей группе» Консультация для педагогов «Развитие речи детей в младшей группе через речевые игры» Наладить контакт с ребёнком? Расположить к себе ребёнка?.

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Скороговорки и развитие речи детей» Консультация для родителей детей дошкольного возраста: «Скороговорки и развитие речи детей»Все взрослые хотят, чтобы их дети говорили грамотно,.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для родителей «Развитие речи детей 3–4 лет» Развитие речи дет"ей 3-4 лет происходит особенно быстро. Ребёнок к 3годам почти усваивает свой родной язык. активный словарь доходит до 100.

«Развитие речи детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Развитие речи детей дошкольного возраста растет пропорционально накоплению нового опыта и наблюдений. Малыш начинает учиться сравнивать,.

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста» Развитие речи детей в первые годы жизни имеет очень интенсивный характер. Ранний возраст – это уникальный период в жизни человека. Задача.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Консультация «Развитие речи детей в повседневном общении и в специально организованных играх» Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие Кто что услышит? Цель: Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать.

Развитие речи детей 4–5 лет. Консультация для родителей Развивая речь - мы вступаем на путь познания Развивая мысль - мы приближаемся к знанию А. П. Кондарев Речевое развитие - одна из важнейших.

Автор публикации:
Консультация «Развитие речи детей 5 лет»
Опубликовано: 2 февраля 2022 в 19:08
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Развитие речи детей 5 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Алина Дмитриевна Метлецова (УИ 2892873) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД