Нина Михайловна Бышкина
Развитие речи детей 4–5 лет
Ребенок не рождается со сложившейся речью. Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли. Овладение речью - это сложный, многосторонний психический процесс: её появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.
Публикация «Развитие речи детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Речь включает в себя несколько составляющих сторон: фонематическую (звуковая культура, лексическую, грамматический строй, связную речь.
Рассмотрим развитие речи детей 4-5 лет (средняя группа).
На 5-м году жизни происходят значительные изменения в речевом развитии ребенка : совершенствуется речевой слух, грамматический строй речи, развивается связная речь, обогащается словарь. Ребенок начинает точнее излагать свои мысли, более свободно общаться со взрослым и сверстниками.
ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ.
Ее основным направлением является развитие правильного звукопроизношения и хорошей дикции. Попутно уделяется внимание развитию фонематического слуха, речевому дыханию, интонационной выразительности, темпу речи.
Дети в этом возрасте в большинстве своем уже четко произносят все звуки родного языка. Если ребенок не четко произносит шипящие, свистящие и сонорные согласные звуки нужно обратить на это внимание. Дети могут выделять звук в словах, в специальном речевом материале (потешки, скороговорки, считалки, небольшие стихотворения). Это происходит в упражнениях, направленных на отыскание в словах заданного звука. Упражнения даются в форме игры: собираем «мамину сумку» с вкусными продуктами, в которых есть звуки «к» и «кь»; выбираем игрушки, в названии которых есть звуки «с» и «сь»; «строим дом» со звуками «р» и «рь» и т. д.
В сравнении двух предметов (вернее, слов, их означающих) дети легче находят слово с заданным звуком. Образец, данный взрослым, помогает малышу, он на него всегда ориентируется. Например, взрослый спрашивает ребенка: «В каком слове есть звук «р» в слове мак или в слове рррак? и т. д.
Ребенок 4 лет восприимчив к ритмико-слоговой структуре слов настолько, что может подобрать «слова-друзья» : свечка - печка, галка - палка, норка - корка, игрушка - погремушка и т. д. Тем более, что дети испытывают определенную тягу к рифме.
Развитое речевое дыхание позволяет им выполнять такие сложные упражнения, как катать карандаши и шарики по гладкой поверхности, дуя на них; выдувать мыльные пузыри; приводить в движение вертушки, направляя на них струю воздуха изо рта, и т. д.
Дети занимаются звукоподражанием (лесу, жукам, комарам, мотору, водичке и др.).
Кроме того, у детей уже хорошо развит голосовой аппарат, они могут менять громкость голоса (произносить громко или тихо одни и те же слова, фразы, а также варьировать темп речи (говорить быстро, медленно, протяжно, выделяя голосом отдельные звуки).
Дети используют интонационную выразительность чтения стихов, сказок, инсценируя их, читают по ролям, разными голосами за животных и персонажей.
В этом возрасте они уже могут различать слово и звук. Помогают этому игры, игровые упражнения на подбор слов, сходных по звучанию (лев - лес, чайка - майка); на проговаривание недостающих в слове звуков (. омашки,. осмонавт, ле. и т. д.).
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ.
Усложняется грамматическое оформление речи. Дети 4-5 лет проявляют грамматическую самостоятельность: не только воспроизводят услышанное, но и творчески принимают усвоенное. Они упражняются в употреблении родительного падежа множественного числа существительных, глаголов повелительного наклонения, названий предметов посуды, мебели и др. Иначе говоря, дети на интуитивном уровне начинают использовать грамматические правила. Например, такие слова: сахарница, салатница, конфетница, но солонка, маслёнка, кофейник, молочник и др.
Многие дети употребляют неологизмы детские слова типа: «откнопил», «оконистый», «желтик», «красник» и т. п. На первый взгляд создается впечатление, что дети безграмотны. На самом деле это пример детского словотворчества, которое позволяет лучше и быстрее усвоить аналогии в словообразовании. Дети, которые не творят неологизмов, нуждаются во внимании со стороны педагога. Словотворчество нормальное явление в процессе освоения ребенком родного языка.
Дети могут согласовывать слова в предложении. Например, они отгадывают, о ком воспитатель говорит в загадке: «Веселый, пушистый, ласковый, маленький, мяукает. Котенок». «Красивая, нарядная, любимая, с рыжими волосами. Кукла Катя» и т. д.
Но некоторые дети могут ошибаться, не всегда ориентируясь на окончания и согласуя существительное с прилагательным, существительное с глаголом.
Использование глаголов в повелительном наклонении вполне доступно детям 4 лет. Они с удовольствием выполняют поручения и дают задания любимому герою, игрушке.
Дальнейшее развитие грамматического оформления речевых высказываний осуществляется в процессе речи, во время рассказывания или дидактических игр.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ (СЛОВАРНАЯ РАБОТА).
Новые слова питают детскую любознательность. Словарная работа связана с вычленением в предметах свойств, качеств, деталей, частей и их словесным обозначением. При этом для ребенка важна наглядность.
Характерным для детей этого возраста является умение подобрать соответствующие предмету действия (ножницы -режут, машина ездит, лопата копает и т. д. или собака лает, кусает, бегает, сторожит).
Детям 4 лет пока трудно справляться с противопоставлениями: добрый - злой, пушистый - гладкий, сухой - мокрый, сильный - слабый и т. п. Взрослый может так задать вопрос, что в нем уже будет почти ответ: «Слон сильный, а мышонок. ?» и т. д.
Дети уже способны элементарно обобщать, объединяя предметы в родовые категории: одежда, мебель, посуда. Однако некоторые дети затрудняются в классификации: животных на диких и домашних, посуды на столовую и чайную. Только когда у детей накопились конкретные представления, возможен переход к обобщению. Дети объединяют предметы по существенным признакам в логических упражнениях: узнают и называют предметы, выделяют признаки предметов (находят сходства и различия, обобщают и группируют. Они могут определить, что похоже, а что различно в предметах, игрушках, персонажах. Слова хорошо усваиваются, когда понятен их смысл. Словарь тесно связан с познанием окружающего мира. Последнее происходит через наглядность и описание дается словесное. Все слова находятся в речевых контекстах.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ.
У детей 4 лет речь становится более связной и последовательной. Дети могут пересказать литературное произведение, рассказать по картинке, описать характерные особенности той или иной игрушки, передавать своими словами впечатления из личного опыта и вообще самостоятельно рассказывать. Во время пересказа произведения ребенок 4 лет способен выразительно передать диалог действующих лиц и рассказать кратко, что произошло.
Работая с картиной, дети обращаются к личному опыту, проводя аналогии с содержанием изображенного на ней. В результате дети подходят к маленькой истории из 2-4 предложений, позже к небольшим рассказам. Описание игрушки начинается с ответов на вопросы воспитателя, называния самых характерных признаков. Затем это переносится на описание внешности сверстников, взрослых.
В дошкольном детстве, естественно, для ребенка не заканчивается процесс овладения речью. Да и речь его в целом, конечно, не всегда бывает интересной, содержательной, грамматически правильно оформленной. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будут продолжаться в школьные годы и на протяжении всей жизни.