Тамара Холодинская
Педагогический проект на тему: «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта:
Использовать малые формы фольклора в развитии речи детей младшего возраста.
Задачи проекта:
Повышение интереса детей младшей группы к русскому народному творчеству.
Обучение родной речи с использованием малых форм фольклора не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в других режимных моментах.
Использование малых форм фольклора в повседневной жизни.
Педагогический мониторинг
Публикация «Педагогический проект на тему: „Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста“,» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
(первичная диагностика)
В ходе диагностики, проведенной в начале учебного года, я сделала следующие выводы, что у детей младшей группы очень низкий уровень звуковой культуры речи. Также низкий уровень развития грамматического строя речи и развития связной речи. На среднем – по формированию словаря.
Лучшие результаты у Ани П., Дианы Ф., Саши Н., Максима О. – этим детям нужны более сложные задания для развития их потенциала.
С остальными детьми необходима кропотливая работа по улучшению результатов.
Поговорка: «Начало - полдела» полностью относится к истокам правильной речи. Неудачное дело может испортить и все дело, и всю жизнь. Для работы буду использовать материалы по развитию речи дошкольников с использованием русского народного фольклора и «русскую избу» (специально оборудованное помещение в нашем детском саду).
Материал для различных режимных моментов с использованием фольклора.
Работа велась одновременно
по трем направлениям:
Работа с детьми.
Обогащение предметно-развивающей среды.
Работа с родителями.
В работе с родителями использовались следующие методы:
Рассматривание предметов русского народного творчества.
Беседы с детьми.
Дидактические игры.
Наблюдения.
Обследования.
Чтение художественной литературы.
Слушание музыки.
Работа по обогащению предметно-развивающей среды в группе включала в себя подбор наглядного материала, создание дидактических игр, изготовление атрибутов к театрализованной деятельности детей и занятий.
Работа с родителями включила в себя участие в создании мини-выставки декоративно-прикладного искусства, имеющихся дома, совместную практическую деятельность родителей и детей.
В содержании проекта было выделено 3 этапа.
1 этап.
Цели:
Расширить представления детей о значимости использования русского народного творчества в развитии речи детей.
Развивать эмоциональную
понимать содержание текстов, чувствовать ритм стихотворной речи, стимулировать выражение своих впечатлений в самостоятельных высказываниях.
Для решения поставленной цели проводились экскурсии, занятия, система дидактических игр, обогащали предметно-развивающую среду в группе.
Экскурсия в «Русскую избу».
«Милости просим, гости дорогие!»
Цели:
Вызвать у детей интерес к избе.
Познакомить детей с предметами, находящимися в избе.
Расширить представления детей о предметах старинного русского быта.
В процессе наблюдения дети обращали внимание на незнакомые им вещи, такие как ухват, чугунок, зыбка, коромысло.
Младших детей знакомила с колыбельными песнями, но и сами дети пели куклам про Кота-воркота, про гулей. Кроме того, детям было интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу.
Вся непосредственная образовательная деятельность детей проводится в специально созданном нами и родителями помещении, которое называется «Русская изба».
2 этап.
Цели:
Формировать умения детей создавать игровой образ в непосредственной образовательной деятельности.
Использовать различные художественно-выразительные средства в процессе создания этого образа в условиях совместной деятельности детей и взрослых.
2 этап состоял из цикла занятий.
В ходе занятий дети создавали отдельные образы героев (сказки, соединяя их в целостную композицию. Эта игра приносила детям радость, перевоплощение, интерес к русскому народному творчеству.
3 этап.
Цели:
Стимулировать детей к самостоятельной театрализованной деятельности, создавать знакомые им образы.
Заключение.
В процессе работы над данной темой были замечены такие изменения:
У детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.
У родителей также замечен интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.