Юлия Крисанова
Развитие речевой активности у детей раннего возраста средствами игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что в настоящее время общение исчезает из жизни детей, они стали очень мало говорить. Общение вытесняется интернетом, компьютерными играми, многочасовыми просмотрами телевизора и т. д. Поэтому, развитие речевой активности детей имеет огромную социальную значимость и актуальность.
Публикация «Развитие речевой активности у детей раннего возраста средствами игровой деятельности» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ранний возраст является самоценным возрастным этапом развития ребенка. В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с малышом, которое становится важнейшей предпосылкой становления вербальных, то есть речевых форм коммуникации. Особенно интенсивно становление речевой активности происходит в раннем возрасте : от 1 года до 3 лет. Именно в этот период ребёнка нужно научить самостоятельно пользоваться словами, стимулируя его речевую активность.
Опираясь на новые Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых одним из приоритетных направлений в педагогике становится работа с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности мною была выбрана тема проектной деятельности : «Развитие речевой активности у детей раннего возраста средствами игровой деятельности».
Игра — это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Игровая деятельность очень разнообразна своими средствами и интересна для детей. Игра является благоприятным условием для развития речи детей, в игре происходит обогащение словаря, знакомство с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности.
Цель: Создание условий, способствующих развитию речевой активности у детей раннего возраста средствами игровой деятельности.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу и специфику развития речевой деятельности детей раннего возраста.
2. Изучить методики и технологии речевого развития детей раннего возраста.
3. Использовать разнообразные игровые технологии в работе по развитию речевой активности детей раннего возраста.
4. Создать предметно-развивающую среду для применения игровых технологий (создание картотек, пополнение дидактических и сюжетно-ролевых игр, пособия по развитию речи)
5. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам активизации речи детей в процессе игровой деятельности.
6. Воспитывать доброжелательность в отношениях со сверстниками, умения согласовывать свои действия с другими детьми.
Предполагаемые результаты:
- Дети активно вступают в речевое общение со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.
- Дети умеют вести диалог с воспитателем, слушать и понимать заданные вопросы, понятно отвечать на них.
- Разработаны и включены в работу по развитию речевой активности : картотеки речевых игр, пальчиковых игр, дидактических игр, пособия по развитию речи, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
Исследовательский этап
Ноябрь Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме: “Развитие речевой активности у детей раннего возраста средствами игровой деятельности”. (Приложение)
(Выявление уровня развития речевой активности у детей раннего возраста.)
Ноябрь методика «Изучение понимания речи», «Найди игрушку» Е. М. Мастюковой, А. Г. Московкиной, методика «Кто это», «Расскажи по картинке» Р. С. Немова,методика «Назови, что ты видишь» Д. В. Зайцева, Н. В. Зайцевой
методика «Опиши картинку» В. П. Глухова (Приложение)
Анкетирование родителей. «Речевая активность детей»(Приложение)
Практический этап
Ноябрь
1. Сенсорные игры и игры на развитие мелкой моторики : «Что лишнее?», «Разноцветные прищепки», «Много-один», Длинный-короткий», «Найди такой же», «Угощение для *медвежат», «Бусы», «Разноцветная мозаика»,
«Собери и назови картинку»,
«Половинки», «Поручения» и др.
2. Речевые игры на основе народного фольклора
(Приложение)
3. Разучивание потешки «Кисонька-мурысонька»
(развивать умение звукоподражать животным, изображать повадки кошки, менять силу и тон голоса)
Консультация «Роль потешек в развитии речи детей»
(Приложение)
Декабрь 1. Дидактические игры, направленные на слуховое внимание, силу голоса, правильное звукопроизношение. (словесные игры) (Приложение)
2. Подвижные речевые игры : «Будут на зиму дрова», «Гуси-гуси», «Поезд» и др.
3. Артикуляционная гимнастика: «Часики», «Кружочек», «Уточка», «Прятки».
(Приложение)
Папка-передвижка «Развивающие игры для малышей с картинками»
(Приложение)
Январь
1. Упражнения на речевое дыхание : «Ветерок», «Спать хочется». (Приложение)
2. Упражнения с использованием двигательных опор.
- Называние картинок с одновременным сдавливанием пальцев прищепкой
- Проговаривание слов по слогам с одновременным выкладыванием дорожек ( используются различные материалы: мозаика, камешки, макароны, счётные палочки и др.)
- Произнесение слов по слогам с одновременным нанизыванием бусин на верёвочку.
-Игра «Пальчики здороваются». Произнесение слогов на соприкосновение пальцев.
(Приложение - фотоколлаж)
Консультация «Играя, развиваем речь»(Приложение)
Февраль
3. Игра «Магнитные истории» (обучать составлять рассказы из 2-3 предложений, обогащать и активизировать словарь)
4. Систематическое использование в совместной, самостоятельной, а также в индивидуальной деятельности подвижных и сюжетно-ролевых игр.
Март
1. Игра-имитация на основе стихов А. Барто (заучивание стишков) (с помощью мнемодорожек и таблиц) (Приложение)
2. Литературная викторина по циклу стихотворений А. Л. Барто «Игрушки» конспект+презентация
3. Папка-передвижка «Любимые потешки детей в группе» (Приложение № 18)
3. Систематическое использование в совместной, самостоятельной, а также в индивидуальной деятельности подвижных и сюжетно-ролевых игр.
Апрель
Игры-инсценировки по знакомым сказкам «Репка», «Курочка Ряба». (Стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры и активное участие в ней. Учить называть персонажей и их действий. Закреплять в речи названия животных и их признаков. Расширять активный словарь. Развивать интонационно-речевые умения детей.
Проговаривание чистоговорок.
Систематическое использование в совместной, самостоятельной, а также в индивидуальной деятельности подвижных и сюжетно-ролевых игр.
Май
Показ сказки «Волк и семеро козлят».
Создание картотеки театрализованных игр (Приложение)
Систематическое использование в совместной, самостоятельной, а также в индивидуальной деятельности подвижных и сюжетно-ролевых игр.
Заключительный этап
Анализ уровня развития речевой активности, по сравнению с начальным уровнем. (Приложение)