Валерия Мазова
Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста посредством использования в работе песочных планшетов
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами опытом работы по реализации проекта «Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста посредством использования в работе песочных планшетов» в рамках участия в конкурсе «Воспитатель года Алтая».
Немного из предыстории появления проекта: в 2016 году мы с коллегами – педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения разрабатывали и реализовывали инновационный проект, который в дальнейшем вошёл в банк лучших управленческих и педагогических практик, а детскому саду присвоен статус региональной инновационной площадки. Каждый участник нашей творческой группы работал в своем направлении. Я выбрала песочные планшеты, часть которых досталась нам от учителей – логопедов, другие же мы получили, участвую в мероприятиях с грандовой поддержкой.
Темочки:
Научно - методической основой опыта является технология «терапии песком», которая была предложена в середине XX века швейцарским психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом. Большой вклад внесли педагоги Санкт-Петербургского института специальной педагогики и психологии Татьяна Дмитриевна Зинкевич - Евстигнеева и Татьяна Михайловна Грабенко, которые являются авторами методических пособий «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», «Игра с песком. Практикум по песочной терапии», «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры». Методическое пособие Натальи Владимировны Зеленцовой – Пешковой «Элементы песочной терапии» и «Использование кинетического песка в работе с дошкольниками» Татьяны Александровны Андреенко, раскрывают многогранные возможности игр с песком.
Песочные планшеты или песочницы прочно закрепились в коррекционной педагогике, психологии, логопедии. И у нас возникла идея, использовать имеющееся оборудование не для коррекционной работы, а как одно из средств активизации речи дошкольников общеобразовательной группы. Ведь игра с песком всегда интересный и захватывающий процесс для любого дошкольника, чего нельзя сказать об работе по речевому развитию.
Свой проект разделила на три этапа:
Первый этап – развитие мелкой моторики пальцев рук через игровые упражнения с песком. Первый этап дал возможность детям поиграть в песок (это немного другая деятельность, нежели игра в обычной уличной песочнице, научиться выполнять с ним определенные действия, что позволило перейти ко второй части проекта – изображение на песке определенного предмета и составление рассказа о нарисованном.
На данном этапе дошкольники научились изображать различные предметы, сначала это был просто силуэт, позже дети стали прорисовывать детали, следовательно, и рассказ о нарисованном предмете становился более подробным и развернутым. В рамках данной работы дети рисовали предмет на заданную тему и составляли рассказ или изображали предмет, описанный в загадке и объясняли, почему именно это нарисовали.
Третий этап – это развитие речевого творчества (это речевая деятельность, направленная на создание нового, что обеспечивается способностью человеческого мозга создавать новые образы посредством необычного сочетания). Дети на песке изображали схематичную иллюстрацию к своей сказке и затем рассказывали ее содержание, опираясь на нарисованное. Этот вид деятельности очень увлекает детей.
Свою работу мы с воспитанниками представляли на различных мероприятиях: - аттестация,
- стажерские практики в рамках деятельности региональной инновационной площадки,
- мастер-классы для студентов АГГПУ им. В. М. Шукшина,
- городская конференция,
- городские конкурсы «Волшебница игра - 2018», «Воспитатель года - 2020», «Воспитатель года Алтая».
И сейчас более подробно расскажу вам об участии в конкурсе «Воспитатель года Алтая».
На конкурс мы ездили с опытом работы по использованию песочных планшетов в рамках речевого развития дошкольников.
Перед самым отъездом в Барнаул нам пришлось немного перестроить свою работу. Песочные планшеты – это громоздкое и дорогостоящее оборудование и транспортировать их в Барнаул достаточно проблематично, а учреждение, на базе которого проводился конкурс, не смогло предоставить необходимое количество планшетов. В итоге, вместо стандартных песоченных планшетов пришлось использовать контейнеры - как уменьшенную модель.
Тема песка прослеживалась на всех конкурсных заданиях, которые мы проходили: педагогическое мероприятие с детьми, мастер – класс для педагогов и семинар для родителей.
При проведении педагогического мероприятия с детьми, одним из главных критериев при оценивании жюри - это не только продемонстрировать используемую тобой технологию, но и раскрыть тему, которую каждый участник конкурса узнает в ходе жеребьевки вечером, непосредственно перед его проведением.
Возможности использования песочные планшеты на занятии как части образовательной деятельности с детьми разнообразны, в основном это зависит от возраста детей. Ведь реакция ребенка на песок в каждом возрасте своя.
Помимо песочных планшетов, в качестве персонажей на занятии мы привезли с собой Малышариков, сделанных из цветного песка. Детям они очень понравились!
Мне досталась старшая группа и тема «Мир профессий для всех интересен».
Каждый Малышарик предлагал детям задания, связанные с определенной профессией. Например: Нюшенька ставила перед детьми проблемную ситуацию: «Почему мама малыша так одета?» (Потому что она работает поваром. Но, помимо повара, есть еще много разных интересных профессий). Крошик обсуждал с детьми профессию водитель, а Пандочка – врача. Последним дети встретили Барашика. Именно у него было задание с песочными планшетами. Дети работали в парах, в песке искали части силуэтов, разрезанные на 2 части: сковорода – повар, машина – водитель, градусник – врач.
После рефлексии, Малышарики дарили блокноты детям. В них можно раскрашивать силуэты персонажей мультфильма, учиться писать цифры и просто рисовать.
На мастер - классе для педагогов мы также использовали контейнеры с песком. Педагоги работали в парах, рисовали совместные сюжетные картинки и составляли небольшие рассказы. Все поставленные задачи были решены, и в ходе рефлексии участники мастер-класса оценили возможности использования песочных планшетов для развития речевого творчества у детей дошкольного возраста.
Еще один этап конкурса - это семинар для родителей. В рамках этого мероприятия, с родителями мы делали песочницу с подсветкой из контейнера.
Также родителям были предложены различные способ использования цветного песка, способствующие речевому развитию детей. В конкретной ситуации мы делали магниты на холодильник.
Для родителей были оформлены памятки по совместному изготовлению с детьми магнитов из цветного песка. В процессе семинара родителям было объяснено, что основная цель данной деятельности – не изготовление украшения на холодильник, а общение взрослого с ребенком, стимулирование речевой активности дошкольника.
И в заключении хочется сказать, что современное производство предлагает много разновидностей песка: привычный нам песок из песочных планшетов, цветной песок, гидрофобный песок, кинетический песок и т. д. В свою очередь, для нас, педагогов – это неисчерпаемый запас идей для использования в деятельности с детьми. Хочу пожелать всем постоянного развития, неиссякаемой энергии, и пусть ваши воспитанники всегда вдохновляют вас на саморазвитие и самосовершенствование и развиваются вместе с вами. Спасибо за внимание, всегда рада сотрудничеству.
Литература.
1. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко – СПб. : Речь, 2010. – 340 с.
2. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по песочной терапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко – СПб. : Речь, 2002. – 224 с.
3. Кузуб, Н. В. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений/ Н. В. Кузуб, Э. И. Осипук. – СПб. : Речь: М. : Сфера, 2011. – 61 с.
4. Сакович, Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту /Н. А. Сакович. – СПб. : Речь, 2008. – 176 с.