Папки-передвижки

Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста посредством использования в работе песочных планшетов

Валерия Мазова
Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста посредством использования в работе песочных планшетов
▼ Скачать + Заказать документы

Добрый день уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами опытом работы по реализации проекта «Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста посредством использования в работе песочных планшетов» в рамках участия в конкурсе «Воспитатель года Алтая».

Немного из предыстории появления проекта: в 2016 году мы с коллегами – педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения разрабатывали и реализовывали инновационный проект, который в дальнейшем вошёл в банк лучших управленческих и педагогических практик, а детскому саду присвоен статус региональной инновационной площадки. Каждый участник нашей творческой группы работал в своем направлении. Я выбрала песочные планшеты, часть которых досталась нам от учителей – логопедов, другие же мы получили, участвую в мероприятиях с грандовой поддержкой.

Темочки:

Научно - методической основой опыта является технология «терапии песком», которая была предложена в середине XX века швейцарским психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом. Большой вклад внесли педагоги Санкт-Петербургского института специальной педагогики и психологии Татьяна Дмитриевна Зинкевич - Евстигнеева и Татьяна Михайловна Грабенко, которые являются авторами методических пособий «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», «Игра с песком. Практикум по песочной терапии», «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры». Методическое пособие Натальи Владимировны Зеленцовой – Пешковой «Элементы песочной терапии» и «Использование кинетического песка в работе с дошкольниками» Татьяны Александровны Андреенко, раскрывают многогранные возможности игр с песком.

Песочные планшеты или песочницы прочно закрепились в коррекционной педагогике, психологии, логопедии. И у нас возникла идея, использовать имеющееся оборудование не для коррекционной работы, а как одно из средств активизации речи дошкольников общеобразовательной группы. Ведь игра с песком всегда интересный и захватывающий процесс для любого дошкольника, чего нельзя сказать об работе по речевому развитию.

Свой проект разделила на три этапа:

Первый этап – развитие мелкой моторики пальцев рук через игровые упражнения с песком. Первый этап дал возможность детям поиграть в песок (это немного другая деятельность, нежели игра в обычной уличной песочнице, научиться выполнять с ним определенные действия, что позволило перейти ко второй части проекта – изображение на песке определенного предмета и составление рассказа о нарисованном.

На данном этапе дошкольники научились изображать различные предметы, сначала это был просто силуэт, позже дети стали прорисовывать детали, следовательно, и рассказ о нарисованном предмете становился более подробным и развернутым. В рамках данной работы дети рисовали предмет на заданную тему и составляли рассказ или изображали предмет, описанный в загадке и объясняли, почему именно это нарисовали.

Третий этап – это развитие речевого творчества (это речевая деятельность, направленная на создание нового, что обеспечивается способностью человеческого мозга создавать новые образы посредством необычного сочетания). Дети на песке изображали схематичную иллюстрацию к своей сказке и затем рассказывали ее содержание, опираясь на нарисованное. Этот вид деятельности очень увлекает детей.

Свою работу мы с воспитанниками представляли на различных мероприятиях: - аттестация,

- стажерские практики в рамках деятельности региональной инновационной площадки,

- мастер-классы для студентов АГГПУ им. В. М. Шукшина,

- городская конференция,

- городские конкурсы «Волшебница игра - 2018», «Воспитатель года - 2020», «Воспитатель года Алтая».

И сейчас более подробно расскажу вам об участии в конкурсе «Воспитатель года Алтая».

На конкурс мы ездили с опытом работы по использованию песочных планшетов в рамках речевого развития дошкольников.

Перед самым отъездом в Барнаул нам пришлось немного перестроить свою работу. Песочные планшеты – это громоздкое и дорогостоящее оборудование и транспортировать их в Барнаул достаточно проблематично, а учреждение, на базе которого проводился конкурс, не смогло предоставить необходимое количество планшетов. В итоге, вместо стандартных песоченных планшетов пришлось использовать контейнеры - как уменьшенную модель.

Тема песка прослеживалась на всех конкурсных заданиях, которые мы проходили: педагогическое мероприятие с детьми, мастер – класс для педагогов и семинар для родителей.

При проведении педагогического мероприятия с детьми, одним из главных критериев при оценивании жюри - это не только продемонстрировать используемую тобой технологию, но и раскрыть тему, которую каждый участник конкурса узнает в ходе жеребьевки вечером, непосредственно перед его проведением.

Возможности использования песочные планшеты на занятии как части образовательной деятельности с детьми разнообразны, в основном это зависит от возраста детей. Ведь реакция ребенка на песок в каждом возрасте своя.

Помимо песочных планшетов, в качестве персонажей на занятии мы привезли с собой Малышариков, сделанных из цветного песка. Детям они очень понравились!

Мне досталась старшая группа и тема «Мир профессий для всех интересен».

Каждый Малышарик предлагал детям задания, связанные с определенной профессией. Например: Нюшенька ставила перед детьми проблемную ситуацию: «Почему мама малыша так одета?» (Потому что она работает поваром. Но, помимо повара, есть еще много разных интересных профессий). Крошик обсуждал с детьми профессию водитель, а Пандочка – врача. Последним дети встретили Барашика. Именно у него было задание с песочными планшетами. Дети работали в парах, в песке искали части силуэтов, разрезанные на 2 части: сковорода – повар, машина – водитель, градусник – врач.

После рефлексии, Малышарики дарили блокноты детям. В них можно раскрашивать силуэты персонажей мультфильма, учиться писать цифры и просто рисовать.

На мастер - классе для педагогов мы также использовали контейнеры с песком. Педагоги работали в парах, рисовали совместные сюжетные картинки и составляли небольшие рассказы. Все поставленные задачи были решены, и в ходе рефлексии участники мастер-класса оценили возможности использования песочных планшетов для развития речевого творчества у детей дошкольного возраста.

Еще один этап конкурса - это семинар для родителей. В рамках этого мероприятия, с родителями мы делали песочницу с подсветкой из контейнера.

Также родителям были предложены различные способ использования цветного песка, способствующие речевому развитию детей. В конкретной ситуации мы делали магниты на холодильник.

Для родителей были оформлены памятки по совместному изготовлению с детьми магнитов из цветного песка. В процессе семинара родителям было объяснено, что основная цель данной деятельности – не изготовление украшения на холодильник, а общение взрослого с ребенком, стимулирование речевой активности дошкольника.

И в заключении хочется сказать, что современное производство предлагает много разновидностей песка: привычный нам песок из песочных планшетов, цветной песок, гидрофобный песок, кинетический песок и т. д. В свою очередь, для нас, педагогов – это неисчерпаемый запас идей для использования в деятельности с детьми. Хочу пожелать всем постоянного развития, неиссякаемой энергии, и пусть ваши воспитанники всегда вдохновляют вас на саморазвитие и самосовершенствование и развиваются вместе с вами. Спасибо за внимание, всегда рада сотрудничеству.

Литература.

1. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко – СПб. : Речь, 2010. – 340 с.

2. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по песочной терапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко – СПб. : Речь, 2002. – 224 с.

3. Кузуб, Н. В. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений/ Н. В. Кузуб, Э. И. Осипук. – СПб. : Речь: М. : Сфера, 2011. – 61 с.

4. Сакович, Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту /Н. А. Сакович. – СПб. : Речь, 2008. – 176 с.

Публикации по теме:

Формирование навыков речевого творчества у детей посредством освоения алгоритма создания рифмованных текстов Формирование навыков речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством освоения алгоритма создания рифмованных текстов.

Мастер-класс для педагогов «Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе создания рисунков»Мастер-класс для педагогов «Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе создания рисунков» Цель мастер-класса : Повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Речевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклораРечевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора «Речевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора» Одним из самых важных приобретений ребенка в раннем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста посредством использования в работе песочных планшетов
Опубликовано: 11 августа 2024 в 11:05
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста посредством использования в работе песочных планшетов» (включая файлы) размещена пользователем Валерия Мазова (УИ 1147449) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД