Бронникова Ольга Леонидовна
Консультация для родителей «Развитие речевого и физиологического дыхания у детей с ТНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое (или фонационное) дыхание - основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает чёткое произношение звуков.
У дошкольников с речевыми нарушениями наблюдается малый объем лёгких, слабая дыхательная мускулатура, слабый вдох и выдох, что ведёт к тихой, едва слышной речи. Ребенок зачастую выдыхает весь запас воздуха на первом слоге, затем договаривает фразу или слово шепотом, нередко не договаривает вообще, что указывает на неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. Неправильно распределяет выдох по словам, делает «паузы» в середине слов, что приводит к искажению звуков.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речевого и физиологического дыхания у детей с ТНР“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речевого дыхания. Консультации
- Темочки
Именно тренировка речевого дыхания поможет предотвратить, а так же исправить эти проблемы. Комплексы дыхательной гимнастики направлены на выработку направленной воздушной струи, необходимой для произнесения большинства звуков.
Начинать занятия следует с развития физиологического дыхания. Прекрасным средством для этого являются комплексы оздоровительной и утренней гимнастики, физкультурные и музыкальные занятия, а в теплое время года - прогулки.
Немаловажную роль развития речевого дыхания играют дыхательные упражнения.
Для повышения интереса и большей эффективности, дыхательную гимнастику нужно проводить в игровой форме, в хорошо проветренном помещении, в свободной, не стесняющей движения одежде.
В процессе речевого дыхания нужно следить, чтобы ребенок не напрягал мышцы в области шеи, рук, груди, живота. А так же - чтобы не надувались щеки (на начальном этапе иногда надо прижимать их ладонями). Ребенок набирает воздух через нос, выдох у него - длительный и плавный. После выдоха перед новым вдохом делает остановку на 2-3 секунды. Упражнения повторяются 3-5 раз.
Проводя с детьми дыхательную гимнастику, используйте следующие игровые приемы для развития речевого дыхания без участия речи. Цель данных игр - развивать длительный, плавный выдох, активизировать мышцы губ.
1.«Кораблики». Ребёнку предлагаем широкую ёмкость с водой, а в ней - бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его другому «берегу» (2 варианта).
2.«Снег и ветер». Из маленьких кусочков ваты скатываем небольшие шарики-«снег» и выкладываем на столе, либо на ладони. Ребёнку предлагаем дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться (2 варианта).
3. «Футбол» (выработка длительной, направленной воздушной струи).
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками (2 варианта).
4. «Кто дальше загонит мяч» (выработка плавной, непрерывной струи).
Просим ребенка улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, что бы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола.
5. «Греем руки». Просим вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
6.«Трубач». Ребенок подносит к губам воображаемую трубу. Имитирует движения трубача, нажимая пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произносит «ту-ту-ту» (2 варианта).
7.«Шину прокололи». Ребенок делает легкий вдох, выдыхая, показывает, как медленно выходит воздух через прокол в шине – «ш-ш-ш».
8.«Задуй свечку». Ребенок держит в руке воображаемую свечу. На счет «раз, два» делает глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» — продолжительный и медленный выдох, имитирующий задувание свечи (2 варианта).
9. «Пузырьки». Для этого упражнения необходима трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны булькать долго.
10. «Вертушка». Ребенку предлагается подуть на вертушку из бумаги, картона
или пластика. Размер вертушки и количество лопастей могут быть разными.
11.«Бурлящая вода». Ребенку предлагается подуть в стакан с водой через опущенную в нее коктейльную трубочку.
12.«Пускание мыльных пузырей». Задание – пускать пузыри как можно дальше.
13.«Воздушный шарик». Задание - надуть воздушный шарик.
14. «Одуванчик». Во время прогулки ребенку предлагается сдувать «парашютики» с одуванчика.
15. «Покатай карандаш». Необходимо подуть на карандаш, чтобы он катился по ровной поверхности.
16. «Листопад». Дети сдувают с ладони или с другой поверхности листья (2 варианта).
17. «Волейбол». Дуть на кусочек ватки, поддерживая его в воздухе как можно дольше.
18. «Три поросенка». Показать, как волк разрушает струей воздуха соломенный домик Ниф-Нифа.
19. «Аквариум». Воздушной струей выдуть рыбок из аквариума.
20. «Бабочки». Сдуть бабочек с цветка.
21. «Свисток». Использовать разные виды свистков.
22. «Фокус». Сдувать ватку с кончика носа широким кончиком языка, положенного на нижнюю губу и загнутого вверх.
23. «Носовая флейта». Эта игрушка развивает подвижность мягкого нёба.
Правила, сюжеты и игровой материал постоянно варьируются, учитывается настроение и желания ребенка
В процессе коррекционной работы отмечается положительная динамика. При систематическом повторении этих упражнений ребенок начинает ощущать разницу в направлениях воздушной струи и учится правильно ее регулировать. У детей улучшается общее звучание речи, быстрее идет процесс постановки и автоматизации звуков. И простуды будут обходить их стороной.
Желаем успехов.
Список литературы:
1. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи», М. ,2004 г.
2. Воробьёва Т. А., Воробьёва П. А. «Дыхание и речь», СПб, 2014 г.
3. Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. «Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика, СПб, 2009 г.
4. Н. А. Семёнова О. И. «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой в Школе здоровья Н. Семёновой «Надежда», СПб, 2012 г.