АЛЕВТИНА КОВАЛЕВА
Развитие речевого дыхания у детей в домашних условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Дыхание — одна из важнейших функций жизнеобеспечения человека.
Наряду с основной биологической функцией газообмена, органы дыхания
осуществляют также и голосообразование. Речевое дыхание имеет
существенные отличия, обусловленные особыми требованиями,
предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.
Речь — сложная внешняя психическая функция человека,
обеспечиваемая деятельностью головного мозга. Голосо- и речеобразование
осуществляются координированной деятельностью дыхательного,
Публикация «Развитие речевого дыхания у детей в домашних условиях» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
голосового и артикуляционного аппаратов. Их взаимодействие
обеспечивается и контролируется деятельностью центральной нервной
системы. Процессы жизненного и речевого дыхания значительно отличаются
друг от друга.
Процесс жизненного дыхания протекает ритмично, в одной и той же
последовательности: вдох — выдох — остановка. Сразу после нее наступает
расслабление дыхательных мышц, их возвращение в состояние покоя, в
котором они остаются до нового вдоха. Время, затраченное на вдох и выдох,
приблизительно одинаковое ( 4:5, вдох происходит через нос, выдох — через
рот. Ритмичная смена фаз дыхания происходит непроизвольно, рефлекторно,
вне нашего сознания.
Основа внешней (произносительной) речи — дыхание. От его
правильности зависят чистота и красота голоса и его изменений (тональных
оттенков).
Особенности речевого дыхания связаны с тем, что оно включено в
процесс речи, обслуживает его, является основой голосообразования;
формирования речевых звуков, речевой мелодии. Дыхание в речи связано с
ее разнообразным течением и чередованием речевых звеньев (групп слов от
паузы до паузы, которые в зависимости от содержания могут быть
длинными и короткими, медленными и быстрыми.
В речевом дыхании выдох — самое главное и активное звено процесса,
он значительно длиннее вдоха ( 1:20, последовательность фаз изменяется
следующим образом: вдох — остановка — выдох. Весь процесс дыхания
становится произвольным. В ходе речевого развития вырабатываются
специфические дыхательный механизм и движения диафрагмы. Во время
устной речи диафрагма многократно производит тонко дифференцированные
колебательные движения, обеспечивающие речевое дыхание и
звукопроизношение.
Различают три типа дыхания : верхнереберное, грудное,
груднобрюшное (оно же диафрагмально-реберное). Ребенок сначала
пользуется в речи навыками жизненного дыхания и только в процессе
речевого развития, под влиянием речи окружающих у него постепенно
формируется наиболее оптимальный тип дыхания — груднобрюшной.
Таким образом, речевое дыхание представляет собой систему
произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством
устной речи. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому
программированию, а значит — семантическому, лексико-грамматическому
и интонационному наполнению высказывания.
Физиологическое дыхание детей с речевой патологией имеет свои
особенности. Оно поверхностное, верхнереберного типа, ритм неустойчив,
легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких
у них ниже возрастной нормы. У таких детей отмечаются недостаточный
объем вдыхаемого воздуха перед началом речи, а также укороченный и
нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов
происходит в разных фазах дыхания — как на вдохе, так и на выдохе.
Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно
развитию речи. Уже в возрасте 3-6 месяцев идет подготовка дыхательной
системы к реализации голосовых реакций, т. е. на ранней стадии речевого
онтогенеза идет диффузная отработка координации фонаторно-дыхательных
механизмов, лежащих в основе устной речи.
В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития
одновременно формируется связная речь и речевое дыхание. У здоровых
детей в 4-6-летнем возрасте, не имеющих речевой патологии, грудобрюшное
и речевое дыхание находятся в стадии интенсивного формирования. У детей
без речевой патологии к пяти годам наблюдается в основном грудобрюшной
тип дыхания, хотя нередко (после бега, при волнении, в разговоре со
взрослым и т. д.) они могут дышать всей грудью, даже поднимая плечи.
Простые речевые задачи реализуются ими на фоне сформированного
речевого выдоха. В процессе одного речевого выдоха они произносят
простые трех-, че-тырехсловные фразы с общеупотребительной лексикой.
Стихотворные тексты с короткими строками произносятся детьми в старшем
дошкольном возрасте, как правило, с использованием речевого дыхания.
Усложнение речевой задачи детьми 5-6 лет в виде четырех-, пяти- и
шестисловных фраз с новой лексикой приводит к нарушению речевого
дыхания. Усложнение содержания высказывания как в семантическом, так и
в лексико-грамматическом плане разрушает речевой выдох : появляются
дополнительные вдохи, задержки дыхания, т. е. высказывание прерывается и,
соответственно, не имеет интонационной завершенности.
Произнесение фразы детьми 10 лет, как и взрослыми людьми, в
спокойном эмоциональном состоянии всегда происходит в пределах одного
речевого выдоха, т. е. речевой выдох растягивается во времени
соответственно длине высказывания. Таким образом, к 10 годам происходит
формирование речевого дыхания, которое начинает соответствовать
синтагматическому делению текстов, т. е. становление речевого дыхания
завершается.
Дошкольникам с речевой патологией необходимо развивать
физиологическое дыхание, увеличивать объем легких, формировать
груднобрюшной тип дыхания, а в дальнейшем речевое дыхание с помощью
специальных коррекционных упражнений.
Работа по формированию правильного дыхания может проводиться в
следующей последовательности.
Развитие груднобрюшного типа дыхания.
Обучение длительному целенаправленному ротовому выдоху.
Формирование таких качеств дыхания, как сила, продолжительность,
постепенность, целенаправленность:
— добиваться умения длительно или многократно произносить звук на
одном выдохе;
— на одном выдохе произносить 3—4 слога;
— правильно произносить фразу из 2—3 слов;
— слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 4 слов;
— слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 5—6 слов;
— слитно, на одном выдохе, произносить 1—2 стихотворные фразы;
— сочетать дыхание с проговариванием стихотворных текстов.