Анастасия Нудная
Консультация «Развитие речевого дыхания и формирование воздушной струи у детей раннего возраста с нарушением речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей и педагогов: "Развитие речевого дыхания и формирование воздушной струи у детей раннего возраста с нарушением речи"
Одним из необходимых качеств полноценной речи является правильное произношение всех звуков родного языка. Недостатки произношения в той или иной степени отражаются на деятельности и поведении ребёнка. Речевое нарушение ограничивает общение ребёнка со сверстниками, отрицательно влияет на формирование его эмоционально – интеллектуальной сферы. Игра является наиболее эффективным средством преодоления недостатков речи у детей. Занимательный характер игры повышает речевую мотивацию и работоспособность.
Публикация «Консультация „Развитие речевого дыхания и формирование воздушной струи у детей раннего возраста с нарушением речи“» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речевого дыхания. Консультации
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Одним из основных этапов развития речи особых детей является развитие речевого дыхания и формирование воздушной струи.
Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно развитию речи. Уже в возрасте 3 - 6 месяцев идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций. В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание.
У детей с речевыми нарушениями речевое дыхание в онтогенезе формируется патологически и имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы. В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи. У таких детей отмечается недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох.
Процесс развития речевого дыхания является важной частью логопедической работы по формированию планирования речевого высказывания. Дети обучаются в процессе выдоха произносить сначала слоги и отдельные слова, затем фразы из двух, а далее из трёх-четырёх слов, короткие стихотворные тексты. Каждое упражнение длится не более пяти минут.
Все звуки нашей речи мы произносим, как известно, на выдохе. Соответственно, если речевой выдох неправильный – все звуки будут звучать смазано и нечетко. Выработка сильной направленной воздушной струи – это необходимое условие для постановки звука. Вести работу над развитием воздушной струи и речевого выдоха можно самыми разными способами: дуть в свисток-дудочку, свисток клюв, свисток «Железная дорога», гудочек Губки, язычок-гудок, дыхательный футбол, Аэробол, дуть на вертушку Ветерок, дуть на зондозаменитель Диск-вертушка и квадрат-вертушка, дуть на облачко, спасать колобка от лисы, дуть на насекомых, мыльные пузырики. Такие игрушки развивают и силу, и длительность воздушной струи.
Развитие речи ребенка находится в тесной связи с развитием мелкой моторики. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Скованность движений пальцев у плохо говорящих детей свидетельствует о недостаточно развитой мелкой моторике. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
Для развития мелкой моторики можно использовать игрушки как самостоятельно сделанные из подручных материалов, так и тех которые сейчас продаются в магазинах.
Например: игры с крупами (фасоль, горох, манка);
Игры с прищепками, способствуют формированию хватательных навыков, а так же укреплению и развитию кисти руки. Во время игры можно приговаривать различные стишки, потешки, поговорки.
Опускать в бутылочку разноцветные палочки, или пуговицы в коробочку. Эти упражнения учат производить целенаправленные движения рукой и пальцами, при этом используя пинцетный и щепотный захват;
«Волшебный мешочек», где на ощупь надо найти предмет по договоренности либо нащупать и описать предмет;
Застегивать и расстегивать пуговицы, «молнии»;
Игрушки шнуровки развивают координацию движения ручек, усидчивость, терпение и аккуратность;
Перекладывать помпончики или любые другие мелкие предметы из одной тары в другую ложкой или бамбуковыми щипчиками, параллельно развивая не только мелкую моторику, но и речь.
Одним из способов развития моторики и речи являются упражнения с массажными мячиками и валиками («Чудо-валик»). Они стимулируют множество биологически активных точек находящихся на ладони. Знакомить малыша с такими мячами можно уже смело с 6 месячного возраста, покатывая его по телу по ручкам.
Этот шарик не простой
Весь колючий, вот такой.
Меж ладошками кладём
Им ладошки разотрём.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
Валик по столу катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу;
Вправо-влево — как хочу.
Су-Джок стимулятор-массажёр, представляет собой пластмассовый шарик с небольшими шипами и разделённый на две половинки. Внутри него, находятся два кольца. Колечки сделаны из эластичной, металлической проволоки и очень хорошо растягиваются. Массаж ладоней проводится шариком, а колечками мы массажируем пальчики.
Игра «Раз – два – три – четыре – пять»
Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный,
самый толстый и большой. (прокатывать кольцо по пальцу)
Этот пальчик для того,
чтоб показывать его. (прокатывать кольцо по пальцу)
Этот пальчик самый длинный
и стоит он в середине. (прокатывать кольцо по пальцу)
Этот пальчик безымянный,
он избалованный самый. (прокатывать кольцо по пальцу)
А мизинчик, хоть и мал,
очень ловок и удал. (прокатывать кольцо по пальцу)
Игровое пособие «Волшебные гонзики». Эта игра предназначена для детей от 2 до 7 лет. Смешные «глазки» надеваются на пальцы и они «оживают» в руках у детей и взрослых. «Гонзики» побуждают ребёнка к диалогу, стимулируют развитие речи, помогают побороть излишнюю робость и застенчивость.
"Гонзик маленький скакал"
Гонзик маленький скакал - ("подпрыгивают" пальцы, на которые не надеты "глазки")
Головой крутил, - (крутить пальцем с "глазками")
Летал! - (махать пальцами без "глазок", как крыльями)
К вечеру совсем устал,
Приземлился, полежал - (положить всю ладошку на стол)
Когда голову поднял - (поднять вверх палец с "глазками" и покачать им)
В небе звезды увидал!
Понял Гонзик: "Пора спать".
Лег в цветочек, как в кровать - (раскрыть пальцы другой руки, как лепестки цветка, положить на ладошку Гонзика и покачать).
Цветочек Гонзика качает,
Тихо песню напевает:
"Ложись скорее на бочок.
Спокойной ночи, мой дружок".