Спиренкова Анастасия
Развитие речевого дыхания
Речевое дыхание у детей дошкольного возраста отличается от дыхания взрослых людей и имеет свои особенности:
Недостаточное развитие дыхательного аппарата. Если вдох и выдох слабые, то речь ребенка будет звучать тихо и неразборчиво. Иногда из-за нехватки воздуха дети не договаривают фразы до конца. Бывают случаи, когда малыш пытается успеть произнести всю фразу на вдохе, поэтому говорит быстро и не соблюдает логических пауз. Слабое развитие дыхательного аппарата может быть связано с наличием у ребенка хронических заболеваний дыхательных путей, таких как синуситы и гаймориты, а также малоподвижным образом жизни.
Публикация «Развитие речевого дыхания» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Нерациональное распределение выдыхаемого воздуха. У детей, которые недавно научились говорить, часто запас воздуха заканчивается на первом слоге, поэтому конец слова или фразы они произносят значительно тише или вовсе «проглатывают».
Неумение распределить дыхание по словам. Чтобы восполнить запах воздуха, ребенку приходится брать паузу, во время которой он может забыть, о чем он хотел сказать.
Из-за неправильно выдыхаемого воздуха могут искажаться звуки речи. Существуют примерные нормы количества произносимых на выдохе слов, на которые можно ориентироваться при оценке речевого дыхания малыша :
Возраст ребенка
Количество слов на выдохе
2-3 года-2-3 слова -
3-4 года-3-5 слов
4-6 лет-4-6 слов
6-7 лет-5-7 слов
Как правильно дышать?
При диагностике речевого развития логопеды всегда обращают внимание на то, как ребенок дышит во время разговора, какой силы и продолжительности его вдохи и выдохи, как он расставляет паузы. Формирование речевого дыхания – это один из первых этапов коррекционной работы с малышом, имеющим какие-либо речевые нарушения. Правильное речевое дыхание имеет следующие признаки:
Короткий вдох через нос;
Плавный выдох, воздух выходит через рот;
Выдох осуществляется до конца;
После каждого выдоха должна быть небольшая пауза (2-3 секунды).
Развитие речевого дыхания тесно связано с функционированием физиологического дыхания.
Физиологическое дыхание
Речевое дыхание
Непроизвольное
Произвольное
Вдох – выдох - пауза
Вдох – пауза - выдох
Вдох и выдох осуществляется одним импульсом.
Вдох осуществляется одним импульсом, выдох – несколькими (в зависимости от содержания высказывания).Только научившись правильно дышать (глубокий короткий вдох и плавный длинный выдох) ребенок сможет в полной мере овладеть своим голосом. Наиболее эффективными методами работы с дошкольниками являются дыхательные упражнения. Условно их можно разделить на две большие группы, в зависимости от их цели:
Формирование правильного выдоха;
Тренировка дыхания с использованием различного речевого материала (отработка произношения звуков и их сочетаний, разучивание стихов).
Развитие речевого дыхания у дошкольников позволяет:
Ускорить процесс постановки и автоматизации звуков речи;
Увеличить количество слов, которые малыш произносит на одном выдохе;
Сформировать внятную связную речь;
Скоординировать процессы речи, дыхания и движений.
Рекомендации по выполнению дыхательных упражнений
Занятия необходимо проводить в хорошо проветренном помещении;
Все упражнения стоит выполнять до еды;
Одежда не должна сковывать движения малыша;
Мышцы шеи, плеч, рук, груди и живота у ребенка должны быть расслаблены;
Вдох должен происходить через нос;
Выдох должен быть длинным и плавным;
Следите за тем, чтобы, выполняя дыхательные упражнения, ребенок не надувал щеки. Первое время можно придерживать их ладонями;
Достаточно 3-5 повторений каждого упражнения, между которыми следует сделать 2-3 секундную паузу. Общая продолжительность дыхательной гимнастики не должна превышать 5 минут.