Татьяна Васильевна Ивашина
Развитие пространственных представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «Содержание понятий «ориентировка в пространстве». Значение развития пространственных представлений у дошкольников. Физиологические и психологические механизмы представлений у дошкольников».
Цель:
Сформулировать важность развития пространственных представлений у дошкольников. Познакомиться с физиологическими и психологическими механизмами представлений у детей.
Содержание понятия "ориентация в пространстве"
Темочки:
Понятие пространственной ориентации включает в себя оценку расстояний, размеров, форм, взаиморасположения объектов и их положения относительно ориентируемого.
Пространственная ориентация осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположение, удаленность, пространственные отношения между объектами).
В более узком смысле выражение "пространственная ориентация" относится к ориентированию на местности:
определение "точки стояния" ("Я нахожусь справа от дома");
определение расположения предметов относительно ориентируемого ("Шкаф находится слева от меня");
определение расположения предметов относительно друг друга ("Мяч находится под столом").
Особенности развития пространственных представлений.
Когда человек двигается, ориентация в пространстве происходит постоянно:
постановка цели и выбор маршрута (направления);
поддержание направления движения и достижение цели.
В раннем детстве ребенок ориентируется в пространстве на основе сенсорной системы отсчета (по сторонам собственного тела).
В дошкольном возрасте ребенок осваивает вербальную систему отсчета в основных пространственных направлениях : вперед — назад, вверх — вниз, вправо — влево.
В школьные годы дети осваивают новую систему отсчета — по сторонам горизонта: север, юг, запад, восток.
Система работы (предложенная Т. А. Мусеибовой) по развитию пространственных представлений у дошкольников включает в себя :
ориентацию "на себя" (познание собственного тела).;
ориентация "на внешние объекты" ( выделение разных сторон объектов: спереди, сзади, сверху, снизу, сбоку);
освоение и применение вербальной системы отсчета в основных направлениях: вперед — назад, вверх — вниз, вправо — влево;
определение местоположения объектов в пространстве "от себя";
определение собственного положения в пространстве;
определение пространственного расположения объектов относительно друг друга;
определение расположения предметов на плоскости.
Работа с самыми маленькими детьми начинается с ориентации в частях их тела (голова, ноги, руки и т. д.) и соответствующих им пространственных направлениях (голова вверху, ноги внизу, руки по бокам и т. д.).
На основе знания своего тела, т. е. ориентации "на себя", становится возможной ориентация "от себя" : умение правильно называть направление, двигаться в нужном направлении, указывать положение объекта относительно себя.
Дошкольников старшего возраста знакомят с правилами уличного движения: по какой стороне тротуара им следует ходить, как переходить улицу, обходить стоящие транспортные средства, входить и выходить с нее и т. д. "Выпускники" детского сада должны уметь свободно ориентироваться по листу бумаги (чистому и в клетку).
В процессе обучения дети усваивают значение предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения.
Задание 1 для учащихся:
Перечислите предлоги и наречия, которые отражают пространственные отношения между объектами и передают направления движения.
Предлоги и наречия, отражающие пространственные отношения между объектами
Предлоги и наречия, передающие направления движения
На, в, между, вокруг, …
Туда, от, справа оттуда,
Прогулки, экскурсии, подвижные игры, физкультурные упражнения, практическая ориентация в групповой комнате и других помещениях детского сада играют особую роль в развитии пространственных представлений. Специальные занятия по математике проясняют, упорядочивают, расширяют и систематизируют представления детей.
Важность развития пространственных представлений у дошкольников
Улучшается восприятие пространственного восприятия.
Активизируется речь, увеличивается словарный запас.
Сосредоточение внимания на своем теле позволяет узнать части тела как анатомические единицы.
Развивается логика, мышление и воображение.
Формируются навыки ориентирования на улице.
Ориентирование на листе бумаги подготавливает вас к школе.
Способствует развитию игровой, трудовой, наглядной, конструктивной, образовательной деятельности.
Развивает кругозор и т. д.
Физиологические и психологические механизмы восприятия пространства
Пространственные представления возникают очень рано, в их формировании участвуют различные анализаторы (зрительный, кинестетический, тактильный, слуховой и т. д.). У маленьких детей особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам.
Ребенок в возрасте 4-5 недель начинает фиксировать взглядом предмет на расстоянии 1-1,5 метра.
Дети в возрасте 2-4 месяцев перемещают взгляд за движущимися предметами. Сначала ребенок воспринимает предмет, движущийся в горизонтальном направлении, затем, в результате двигательных движений, в вертикальном направлении и по кругу. Это побуждает ребенка к самостоятельным движениям (глазами, головой, туловищем и т. д.). Уже на первом году жизни ребенок начинает осваивать глубину пространства. Ходьба значительно расширяет его практическое развитие (расстояние от одного предмета до другого).
В младшем возрасте практический опыт ребенка (игра, прогулка,.) играет ведущую роль в познании пространственных отношений. По мере его накопления слово начинает приобретать все большее значение.
Ребенок в первую очередь соотносит различные направления с определенными частями собственного тела:
Вверху находится голова;
Внизу - ноги;
Спереди - лицо. ;
Ориентация на свое тело служит опорой в освоении ребенком пространственных направлений. Постепенно дети овладевают пониманием сопряжения пространственных направлений. Поначалу они могут быть сбиты с толку, особенно понятиями "право", "лево". Обычно выделяется одно направление, а другое реализуется на основе сравнения:
недооценка;
вправо-влево;
Этапы восприятия пространственных отношений между объектами:
Первый этап: Пространственные отношения не выделяются ребенком.
Окружающие предметы воспринимаются отдельно, без пространственной взаимосвязи.
II этап: Практическая примерка. (Близость контакта.)
Ребенок наклоняется назад: "Шкаф сзади"; дотрагивается рукой: "Стол справа". При размещении предметов в ряд или по кругу дети плотно прижимают их друг к другу.
III этап: Визуальная оценка. Прием контактной близости заменяется поворотом корпуса, затем указательным движением руки, затем легким движением головы и, наконец, взглядом.
Большую роль играет слово. Практические действия постепенно сворачиваются и переходят в мыслительные. В возрасте 3 лет у детей появляется возможность визуально оценивать расположение предметов в ограниченном пространстве. В возрасте 5 лет степень удаленности предметов увеличивается.
Выводы:
Дошкольный возраст - это период овладения вербальной системой отсчета в основных пространственных направлениях.
Ориентация на собственное тело служит отправной точкой в освоении ребенком пространственных направлений.
При обучении необходимо одновременно формировать взаимообратные пространственные отношения.
Особенности развития пространственных ориентаций у детей
Методические рекомендации по формированию пространственных ориентаций в дошкольном образовательном учреждении
Без ориентации на свое тело невозможно сориентироваться относительно самого себя
Сначала мы учим вас называть и показывать части тела, затем ориентироваться по ним (что где находится, затем мы даем другие виды ориентаций
Трудно воспринимать соотношение "право - лево", правосторонние и левосторонние части тела
Мы обращаем внимание на преобладающие функции правой и левой рук и постоянно тренируемся в их названиях. (Правой – держим ложку, карандаш; левой – хлеб, держим лист бумаги. С моими руками необходима индивидуальная работа). Левая и правая стороны тела соединены с соответствующей рукой.
Так легче ориентироваться в замкнутом небольшом пространстве или на ограниченной плоскости
Сначала мы искусственно ограничиваем рассматриваемое пространство или плоскость, затем постепенно расширяем обзор
Ориентироваться в движении сложнее, чем в статичном положении
Сначала мы учим вас ориентироваться в неподвижном положении, мы даем ориентацию в движении по мере усложнения, поэтапно
Они не видят клетки и линии на листе бумаги, что затрудняет ориентацию в клеточном и построчном микропространстве
Сначала даются специальные упражнения на различение ячеек и рядов, и только потом проводится основная работа, связанная с ориентированием на листе бумаги в ячейку
Задание 2 для самостоятельной работы учащихся
Подобрать подвижные игры для дошкольников для ориентирования в пространстве. (формализовать в качестве руководства для родителей)