Приложение МААМ

Развитие пространственных представлений у дошкольников

Татьяна Васильевна Ивашина
Развитие пространственных представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

ТЕМА: «Содержание понятий «ориентировка в пространстве». Значение развития пространственных представлений у дошкольников. Физиологические и психологические механизмы представлений у дошкольников».

Цель:

Сформулировать важность развития пространственных представлений у дошкольников. Познакомиться с физиологическими и психологическими механизмами представлений у детей.

Содержание понятия "ориентация в пространстве"

Темочки:

Понятие пространственной ориентации включает в себя оценку расстояний, размеров, форм, взаиморасположения объектов и их положения относительно ориентируемого.

Пространственная ориентация осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположение, удаленность, пространственные отношения между объектами).

В более узком смысле выражение "пространственная ориентация" относится к ориентированию на местности:

определение "точки стояния" ("Я нахожусь справа от дома");

определение расположения предметов относительно ориентируемого ("Шкаф находится слева от меня");

определение расположения предметов относительно друг друга ("Мяч находится под столом").

Особенности развития пространственных представлений.

Когда человек двигается, ориентация в пространстве происходит постоянно:

постановка цели и выбор маршрута (направления);

поддержание направления движения и достижение цели.

В раннем детстве ребенок ориентируется в пространстве на основе сенсорной системы отсчета (по сторонам собственного тела).

В дошкольном возрасте ребенок осваивает вербальную систему отсчета в основных пространственных направлениях : вперед — назад, вверх — вниз, вправо — влево.

В школьные годы дети осваивают новую систему отсчета — по сторонам горизонта: север, юг, запад, восток.

Система работы (предложенная Т. А. Мусеибовой) по развитию пространственных представлений у дошкольников включает в себя :

ориентацию "на себя" (познание собственного тела).;

ориентация "на внешние объекты" ( выделение разных сторон объектов: спереди, сзади, сверху, снизу, сбоку);

освоение и применение вербальной системы отсчета в основных направлениях: вперед — назад, вверх — вниз, вправо — влево;

определение местоположения объектов в пространстве "от себя";

определение собственного положения в пространстве;

определение пространственного расположения объектов относительно друг друга;

определение расположения предметов на плоскости.

Работа с самыми маленькими детьми начинается с ориентации в частях их тела (голова, ноги, руки и т. д.) и соответствующих им пространственных направлениях (голова вверху, ноги внизу, руки по бокам и т. д.).

На основе знания своего тела, т. е. ориентации "на себя", становится возможной ориентация "от себя" : умение правильно называть направление, двигаться в нужном направлении, указывать положение объекта относительно себя.

Дошкольников старшего возраста знакомят с правилами уличного движения: по какой стороне тротуара им следует ходить, как переходить улицу, обходить стоящие транспортные средства, входить и выходить с нее и т. д. "Выпускники" детского сада должны уметь свободно ориентироваться по листу бумаги (чистому и в клетку).

В процессе обучения дети усваивают значение предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения.

Задание 1 для учащихся:

Перечислите предлоги и наречия, которые отражают пространственные отношения между объектами и передают направления движения.

Предлоги и наречия, отражающие пространственные отношения между объектами

Предлоги и наречия, передающие направления движения

На, в, между, вокруг, …

Туда, от, справа оттуда,

Прогулки, экскурсии, подвижные игры, физкультурные упражнения, практическая ориентация в групповой комнате и других помещениях детского сада играют особую роль в развитии пространственных представлений. Специальные занятия по математике проясняют, упорядочивают, расширяют и систематизируют представления детей.

Важность развития пространственных представлений у дошкольников

Улучшается восприятие пространственного восприятия.

Активизируется речь, увеличивается словарный запас.

Сосредоточение внимания на своем теле позволяет узнать части тела как анатомические единицы.

Развивается логика, мышление и воображение.

Формируются навыки ориентирования на улице.

Ориентирование на листе бумаги подготавливает вас к школе.

Способствует развитию игровой, трудовой, наглядной, конструктивной, образовательной деятельности.

Развивает кругозор и т. д.

Физиологические и психологические механизмы восприятия пространства

Пространственные представления возникают очень рано, в их формировании участвуют различные анализаторы (зрительный, кинестетический, тактильный, слуховой и т. д.). У маленьких детей особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам.

Ребенок в возрасте 4-5 недель начинает фиксировать взглядом предмет на расстоянии 1-1,5 метра.

Дети в возрасте 2-4 месяцев перемещают взгляд за движущимися предметами. Сначала ребенок воспринимает предмет, движущийся в горизонтальном направлении, затем, в результате двигательных движений, в вертикальном направлении и по кругу. Это побуждает ребенка к самостоятельным движениям (глазами, головой, туловищем и т. д.). Уже на первом году жизни ребенок начинает осваивать глубину пространства. Ходьба значительно расширяет его практическое развитие (расстояние от одного предмета до другого).

В младшем возрасте практический опыт ребенка (игра, прогулка,.) играет ведущую роль в познании пространственных отношений. По мере его накопления слово начинает приобретать все большее значение.

Ребенок в первую очередь соотносит различные направления с определенными частями собственного тела:

Вверху находится голова;

Внизу - ноги;

Спереди - лицо. ;

Ориентация на свое тело служит опорой в освоении ребенком пространственных направлений. Постепенно дети овладевают пониманием сопряжения пространственных направлений. Поначалу они могут быть сбиты с толку, особенно понятиями "право", "лево". Обычно выделяется одно направление, а другое реализуется на основе сравнения:

недооценка;

вправо-влево;

Этапы восприятия пространственных отношений между объектами:

Первый этап: Пространственные отношения не выделяются ребенком.

Окружающие предметы воспринимаются отдельно, без пространственной взаимосвязи.

II этап: Практическая примерка. (Близость контакта.)

Ребенок наклоняется назад: "Шкаф сзади"; дотрагивается рукой: "Стол справа". При размещении предметов в ряд или по кругу дети плотно прижимают их друг к другу.

III этап: Визуальная оценка. Прием контактной близости заменяется поворотом корпуса, затем указательным движением руки, затем легким движением головы и, наконец, взглядом.

Большую роль играет слово. Практические действия постепенно сворачиваются и переходят в мыслительные. В возрасте 3 лет у детей появляется возможность визуально оценивать расположение предметов в ограниченном пространстве. В возрасте 5 лет степень удаленности предметов увеличивается.

Выводы:

Дошкольный возраст - это период овладения вербальной системой отсчета в основных пространственных направлениях.

Ориентация на собственное тело служит отправной точкой в освоении ребенком пространственных направлений.

При обучении необходимо одновременно формировать взаимообратные пространственные отношения.

Особенности развития пространственных ориентаций у детей

Методические рекомендации по формированию пространственных ориентаций в дошкольном образовательном учреждении

Без ориентации на свое тело невозможно сориентироваться относительно самого себя

Сначала мы учим вас называть и показывать части тела, затем ориентироваться по ним (что где находится, затем мы даем другие виды ориентаций

Трудно воспринимать соотношение "право - лево", правосторонние и левосторонние части тела

Мы обращаем внимание на преобладающие функции правой и левой рук и постоянно тренируемся в их названиях. (Правой – держим ложку, карандаш; левой – хлеб, держим лист бумаги. С моими руками необходима индивидуальная работа). Левая и правая стороны тела соединены с соответствующей рукой.

Так легче ориентироваться в замкнутом небольшом пространстве или на ограниченной плоскости

Сначала мы искусственно ограничиваем рассматриваемое пространство или плоскость, затем постепенно расширяем обзор

Ориентироваться в движении сложнее, чем в статичном положении

Сначала мы учим вас ориентироваться в неподвижном положении, мы даем ориентацию в движении по мере усложнения, поэтапно

Они не видят клетки и линии на листе бумаги, что затрудняет ориентацию в клеточном и построчном микропространстве

Сначала даются специальные упражнения на различение ячеек и рядов, и только потом проводится основная работа, связанная с ориентированием на листе бумаги в ячейку

Задание 2 для самостоятельной работы учащихся

Подобрать подвижные игры для дошкольников для ориентирования в пространстве. (формализовать в качестве руководства для родителей)

Публикации по теме:

«Умные клеточки». Пособие для развития пространственных представлений, произвольного внимания и мелкой моторики«Умные клеточки». Пособие для развития пространственных представлений, произвольного внимания и мелкой моторики Это пособие изготовлено из белой плотной ткани, контрастной тесьмы, в данном случае красной, и красных ниток. Сначала ткань складывается.

Дидактическая игра по формированию пространственных представлений для детей от 5 лет «Куда прилетела птичка?»Дидактическая игра по формированию пространственных представлений для детей от 5 лет «Куда прилетела птичка?» Дидактическая игра для детей от 5 лет «Куда прилетела птичка?» Цель: формирование у дошкольников пространственных представлений. Задачи:.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Использование планшета для рисования песком в развитии у дошкольников пространственных представлений и умения ориентироватьсяИспользование планшета для рисования песком в развитии у дошкольников пространственных представлений и умения ориентироваться Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений, которые являются сложным процессом. Согласно ФГОС, к моменту.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Осенняя логопедическая игра «Кто где?» для развития грамматического строя речи и пространственных представленийОсенняя логопедическая игра «Кто где?» для развития грамматического строя речи и пространственных представлений Для изготовления материала игры я использовала два набора шпажек для канапе. Первый набор состоит из нескольких осенних предметов и животных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие пространственных представлений у дошкольников
Опубликовано: 24 октября 2024 в 09:51
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие пространственных представлений у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Васильевна Ивашина (УИ 1893267) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД