Елена Стародубова
Игры и упражнения по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Представления о собственном теле.
1. «Право – лево»
К детям приходит медвежонок, который не знает правую и левую стороны своего тела. Он просит детей научить его и предлагает поиграть. По сигналу «Покажи …» дети показывают названную часть тела.
2. «Подними руку»
Взрослый проговаривает слова: шапка, жук, еж, уши, снежинка, кукушка, шарик и другие. Дети должны поднять левую руку, когда услышат звук «ж», правую, когда услышат звук «ш».
3. «С кочки на кочку»
Публикация «Игры и упражнения по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
На полу отмечено небольшое пространство – болото. Там лежат разноцветные кружочки - кочки. Ребенку предлагают пройти через болото по этим кочкам и, чтобы не утонуть, нужно внимательно слушать взрослого. Играющего направляют по кружочкам: поставь правую ногу на зеленый кружочек, левую на красный, правую руку на желтый, переставь левую ногу на синий и т. п.
4. «Кто быстрее»
На полу расчерчены линии, все дети стоят на первой линии. Детям предлагается выполнить действия по инструкции: подними вверх левое плечо, прикрой правое ухо левой ладонью, дотронься правой рукой до левого колена, согни правую ногу и т. п. Дети, выполнившие задание правильно, делают шаг к следующей линии, а дети, выполнившие задание неправильно, остаются на месте. И так, пока все дети не дойдут до конца.
5. Игры-имитации
Гуси вытягивают шеи, поворачивают головы вправо – влево, заглядывают назад, не крадется ли к ним лиса.
На спину медвежонка сел комар, он оборачивается, пытается дотянуться до него через правое, затем через левое плечо, наконец комар улетает, и медвежонок чешет спинку.
Буратино ушиб левое колено, растирает его, потом осторожно ступает, держась за колено рукой.
6. Физминутка
Правой ножкой топ, топ, топ,
Левой ножкой топ, топ, топ.
Левой ручкой хлоп, хлоп, хлоп (дети ударяют левой рукой о правую,
Правой ручкой хлоп, хлоп, хлоп (дети ударяют правой рукой о левую).
7. «Скажи точно»
Взрослый поворачивается спиной к детям и выполняет движения руками: левая рука вверх, правая рука в правую сторону, правая рука за голову, левая рука на голову, левая рука на левое плечо. Дети копируют движения взрослого (по одному движению) и называют свои действия.
8. «Придумай сам»
Ребенок придумывает и показывает любое движение, оречевляя свое действие. Например: «Я поднял правую руку вверх, дотронулся левой рукой до левого уха и т. п.»
2. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела.
1. «Разложи»
Ребенок располагает геометрические фигуры относительно сторон своего тела: круг впереди себя (перед собой, квадрат позади себя (за собой, треугольник слева от себя, прямоугольник справа от себя. Затем он рассказывает, что где находится.
2. «Прятки»
У детей в руках игрушки (куклы, взрослый встает к детям спиной. По сигналу «Игрушки спрятались под стол (за дверь, на стул и т. п.)» дети должны быстро поставить свои игрушки на заданное место. Взрослый поворачивается и проверяет.
3. «Перестановки»
На столе расположены различные предметы и игрушки. Детям предлагают поменять их местами по инструкции. Например: «Возьми куклу поставь ее перед машинкой, машинку поставь на книгу и т. п.
4. «Назови по памяти»
Ребенку предлагают внимательно посмотреть на группу и запомнить расположение предметов в ней. Затем он закрывает глаза и рассказывает о пространственных отношениях, не видя предметы. Можно предложить описать расположение мебели в своей комнате, квартире.
5. «Дотронься до …»
Дети произвольно перемещаются по группе. По сигналу взрослого «Дотронься до правой руки (левой руки, правого уха, правого колена и т. п.)» дети должны найти эту часть тела у товарища и дотронуться до нее.
6. «Зеркало»
Дети стоят в ряд. Один ребенок становится напротив них и выполняет разные действия, дети должны их повторить. Тот кто отстанет или ошибется выходит из игры.
7. «Что я делаю?»
Два ребенка стоят напротив друг друга. Один из них совершает какое-либо действие и говорит «Что я делаю?», а другой должен ответить. Например: «Ты сейчас дотронулся левой рукой до правого уха». Затем это делает другой ребенок.
8. «Охота»
Все дети зайчата, они произвольно ходят по группе. Один из детей – охотник, он должен определить направление движения зайчат. Если охотник правильно это сделал, то ребенок, направление движения которого он назвал, садится на стул – его поймали.
3. Вербализация пространственных представлений.
1. «Клад»
Ребенку предлагается найти клад (новая игрушка, конфеты, книжка или другое). «Пираты спрятали по всей группе записки с указанием направления, в котором мы должны двигаться. У нас есть одна из этих записок». Взрослый читает содержимое записки ( содержание записки может быть следующим: подойдите к шкафу, встаньте перед цветком, пройдите за дверь и т. п.) , а ребенок идет к указанному объекту, там находит следующую записку и так пока не найдет клад.
2. «Найди»
Взрослый загадывает какой-либо предмет, находящийся в группе и говорит: «Я загадаю предмет и скажу, где он находится, а вы должны будете определить, что это за предмет». Затем он описывает пространственное расположение предмета, а дети называют его.
3. «Положи»
На столе стоит коробка с крышкой. Ребенку дается кружок из картона и предлагается положить кружок на коробку, в коробку, под коробку, за коробку, справа от коробки, перед коробкой.
4. «Собери кружочки»
На столе стоит коробка с крышкой. Взрослый раскладывает кружочки (в коробку, под коробку и т. д., затем говорит: «Ребята, посмотрите, кто-то рассыпал кружочки, нужно их собрать». И просит ребенка собрать кружочки по инструкции: Возьми кружок с коробки, возьми кружок из-под коробки, достань кружок, который лежит в коробке, достань кружок из-за коробки и т. д.
5. «Что изменилось?»
В ряд выставляются различные игрушки. Детей просят посмотреть и запомнить их расположение. Затем дети отворачиваются, взрослый в это время меняет игрушки местами. Дети должны сказать, что изменилось, используя слова справа, слева, между.
6. «Закончи фразу»
На столе стоит коробка. Взрослый на глазах у детей раскладывает картонные кружочки, произнося начало фразы, а дети договаривают конец этой фразы: Я кладу кружок … (в коробку, за коробку, на коробку и т. д.). Я беру кружок … (из коробки, из-за коробки, с коробки и т. д.).
7. «Где находится?»
Один ребенок ведущий, взрослый называет ему какой-нибудь предмет, находящийся в группе, так, чтобы другие дети не услышали. Ведущий должен описать его расположение, используя слова, отражающие пространственные характеристики, а другим детям нужно назвать этот предмет. Тот, кто первым найдет загаданный предмет, становится ведущим.
8. «Как пройти?»
Перед ребенком картинка с изображением дорожки, ведущей от домика к школе, дереву, магазину, лавочке. Взрослый говорит «Маленький мальчик пошел в магазин и заблудился. Помоги ему вернуться домой». Ребенку предлагают описать путь до дома. Например: Иди прямо, возле дерева сверни направо, пройди между клумбами и т. п.
4. Ориентировка на листе бумаги.
1. Ребенок сидит за столом, перед ним чистый лист бумаги. Ему даются задания показать правую сторону листа, левую, верхнюю, нижнюю, правый верхний угол, левый нижний, левый верхний, правый нижний.
2. «Домики»
Ребенку дают чистый лист бумаги, карандаши и мелкие игрушки. Ребенку предлагают нарисовать домики и разместить там игрушки. Ребенку говорят: «Нарисуй небольшой домик в правом верхнем углу. Кто тут будет жить? Нарисуй домик с правой стороны листа. А кто будет жить тут?» и т. п.
3. «Выложи картинку»
Перед ребенком лист бумаги и набор плоскостных геометрических фигур. Ребенку предлагают выложить картинку. Например: «Положи в центре листа квадрат, сверху треугольник – это дом. Слева от дома треугольник – это дерево и т. п.
4. На листе бумаги расположены плоскостные геометрические фигуры. Ребенку предлагается определить и сказать, где они лежат.
5. «Лабиринт»
Ребенку предлагается лист бумаги, расчерченный на клетки. По словесной инструкции ребенок двигает фишку по клеткам, затем говорит, где остановилась фишка. Ходы: 2 влево, 2 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1 вниз. Начало пути определяет взрослый.
6. «Узоры» (рисование по клеточкам)
Детям предлагается лист бумаги в клеточку. Взрослый говорит: «Сейчас мы будем рисовать узоры по клеточкам. Слушайте внимательно, я буду говорить, сколько клеточек, и в какую сторону проводить». Затем дети рисуют.
7. Ребенку предлагают картинку и просят назвать, в какой части листа находится какой-либо объект. Затем лист переворачивают на 180° и ребенок должен сказать, где же они находятся теперь.
8. Ребенку предлагают определить правый и левый рукав у блузки, лежащей спинкой вверх и спинкой вниз. Также можно определить левый и правый карман, левую и правую штанину на брюках.