МААМ-картинки

Развитие пространственных представлений о геометрической форме у детей старшего дошкольного возраста (6 фото)

Валентина СЕРЕБРЯКОВА
Развитие пространственных представлений о геометрической форме у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Пространственные представления - процесс и результат мысленного воссоздания пространственно-временных свойств и отношений окружающей действительности: величины, формы, объема, расположения предметов, их движения и т. д. Пространственные представления являются неотъемлемой частью познания и любого вида практической деятельности человека. Развитие пространственных представлений начинается в раннем детстве. С момента рождения ребенок видит и осязает различные предметы. Известный психолог Ж. Пиаже отмечал, что уже в три года дети легко различают открытые и замкнутые фигуры, правильно воспроизводят соотношение размеров двух нарисованных кругов. К четырем годам дети учатся строить прямую линию из бусинок или пуговиц с использованием ориентира (линейки или края стола). В семь лет ребенок уверенно строит прямую линию без лишних ориентиров, а также понимает, что один предмет может выглядеть по-разному с разных точек зрения.

Публикация «Развитие пространственных представлений о геометрической форме у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Восприятие геометрических фигур тесно связано с практической деятельностью ребенка. Воспринять предмет – значит организовать активные действия руками с ним, на основе осязания и кинетических ощущений (движения руками по предмету). Воспринимаются, в основном, те предметы, которые соответствуют потребностям дошкольников, которые включаются непосредственно в его жизнь, деятельность, на которые непосредственно указывает воспитатель. Дошкольник, знакомясь с отдельными геометрическими фигурами, усваивает сенсорные эталоны формы. Дети усваивают, что формы можно сгруппировать, отделив прямые поверхности от кривых. При этом система сенсорных эталонов отличается от научной классификации геометрических фигур, которую дает математика. Для определения формы предмета, обводят его границы рукой и соотносят с его эталоном. Дошкольники точнее и правильнее называют плоские фигуры (круг, квадрат, треугольник). В то же время, испытывают затруднения в названии объемных фигур. Обычно детям хорошо знаком куб и шар. Причем, куб знаком и как геометрическое тело, и как строительный материал (кубик). Незнание же форм дети опредмечивают : цилиндр – называют стаканом, конус – опрокинутой крышкой и т. п. Дошкольники легко путают объемные тела с плоскими (круг с шаром, круг называют шариком и мячиком). Дети часто не узнают фигуру, если она расположена несколько иначе, чем обычно, например, квадрат некоторые дети не воспринимают как квадрат, если его расположить углом вверх. Форма предмета и его позиция - два разных свойства восприятия предмета детьми.

Дети данного возраста слабо анализируют форму предмета при восприятии. Ребенок «схватывает» лишь общий вид предмета, но не всегда видит его элементы. Восприятие частей фигур развито очень слабо и вызывает затруднения. Для организации учебной деятельности необходима специальная методика, направленная на развитие восприятия форм предметов, умения различать геометрические формы предметов и мысленно оперировать ими.

С этой целью мною была создана система занятий, направленная на развитие пространственных представлений о геометрической форме. Она носит системный характер. В нее вошли задания, которые можно разделить на две группы. В одну группу вошли задания, нацеленные на умение узнавать геометрическую форму. Эти задания даются после подробного знакомства с детей с формой на примере модели (с ее внешним видом, названием частей и свойствами). Они выполняются при рассматривании моделей геометрических фигур, реальных предметов (образов геометрических фигур) и непосредственном оперировании ими (получая необходимые кинетические ощущения и запоминая их). Задания этой группы проводятся в игровой форме. А помогают создавать игровые моменты «Геометрические человечки» : плоские (Квадрат, Круг, Треугольник) и объемные (Шар, Куб, Параллелепипед, Цилиндр, Пирамида, Конус). Благодаря ним, дети легко запоминают названия геометрических фигур и сохраняют познавательный интерес к их изучению. Маленькие человечки приносят для детей макеты фигур, предметы, разных форм и их иллюстрации, задавая детям вопросы, стимулируя множество раз обращаться к геометрической форме (зрительно, кинетически, мысленно, формируя пространственные представления о ней. Одним из любимых заданий для детей стало «День рождения (например, Шарика)». В этот день Шар получает подарки форме шара)предметы, расположенные в группе в свободном доступе для детей. Или задание «Помогите (например, Пирамиде) найти среди разных предметов один (несколько) в форме пирамиды». Игра «Чудесный мешочек» помогает формировать умение различать геометрические тела наощупь, когда дети сравнивают свои ощущения с сенсорными эталонами геометрических фигур. В играх «Найди предмет такой же формы», «Что лежит в мешочке?», дети упражняются в нахождении предметов по геометрическим образцам. Такие задания развивают у них способность анализировать окружающую обстановку, абстрагироваться при восприятии формы предметов.. Проводится игровое упражнение: «Подбери геометрическую фигуру для этих предметов», «Найди предмет такой же геометрической формы», «Узнай фигуру по описанию»,«Найди лишнюю геометрическую фигуру», «Подбери пару каждому предмету». и др. Для фронтальной работы, направленной на определение геометрической формы предметов помогают индивидуальные наборы карточек с изображением фигур (число карточек постепенно увеличивается с изучением новых фигур) для каждого ребенка и набор изображений объемных предметов для демонстрации всем детям. Дети раскладывают карточки на столе и при показе предмета поднимают нужную карточку с изображением соответствующей геометрической формой.

Другая группа заданий направлена на формирования умения оперировать формой, представляя фигуру с разных сторон. Эти задания отличаются определенной трудностью, так как здесь включаются в работу разные виды мышления и образное и логическое. Поэтому на первых порах используется модель фигуры и все мысленные операции выполняются наглядно с моделью. На последующих занятиях модель используется лишь в качестве статичного образа и для проверки выполнения задания. На этом этапе дети учатся представлять фигуру с разных сторон в новом положении. На завершающем этапе работы, все манипулирования формой дети осваивают лишь на уровне представлений. Вместо наглядной модели используется изображение фигуры в одном положении. Первые подобные задания вводятся после знакомства с параллелепипедом и встречаются с использованием куба, конуса и пирамиды. Со временем умение мысленно оперировать формой у детей совершенствуется. В качестве наглядности сначала используется макет геометрической фигуры с разноцветными гранями (кубы, параллелепипеды, пирамиды) и опорная схема этого макета с подробным указанием расположения разноцветных граней. К данной опорной схеме создаются схемы - вопросы, которые «спрашивают», «Какого цвета будет эта грань, в таком положении, если фигуру повернуть?»

Мысленное оперирование фигурой – довольно сложный мыслительный процесс, который обязательно должен пройти первый этап «наглядного манипулирования геометрической формой» и только после него следует плавно переходить ко второму этапу. Манипуляции с геометрической фигурой следует начинать в одной геометрической плоскости. И, лишь когда дети смогут легко мысленно «вращать» фигуру в одной плоскости, можно переходить к манипуляциям в нескольких плоскостях также, работая в два этапа. Для этой группы заданий необходимы несколько макетов с разноцветными гранями, опорные схемы к ним и схемы с вопросами к каждому макету (какого цвета скрытая грань).

Для формирования пространственных представлений и закрепления полученных знаний о свойствах геометрических форм, я использую конструирование из геометрических форм - моделирование. Моделирование - наглядно-практический метод математического обучения, при помощи которого мышление ребёнка успешно развивается в процессе усвоения и понимания специальных схем, моделей. Через моделирование в наглядной и доступной для ребёнка форме воспроизводятся скрытые свойства и связи того или иного объекта. Дети конструируют из картона, бумаги, а также из разного бросового материала (бутылки, втулки от бумажных полотенец, туалетной бумаги.). Дети работают с «развёртками» многогранников (цилиндр, параллелепипед, куб, пирамида, конус, складывая их в готовые детали единой конструкции. Конструирование модели дома, машины, ёлки, состоящей из нескольких деталей геометрических форм, выполняется по образцу. На этом уровне понимания происходит развитие умения отождествлять объёмные фигуры с плоскостными. Дети при самостоятельном создании математической модели познают характерные признаки объёмных геометрических фигур, учатся видеть объёмный предмет «в уме» и восстанавливать образы ранее изученного объекта. В результате систематической работы у дошкольников складываются и сохраняются образы объёмных геометрических форм, развиваются умения выполнять с ними любые движения (наложения и объединения, а также появляются способности синтезировать из этих форм разнообразные конструктивные модели). Эта работа осуществляется на образно - логическом уровне развития дошкольника.

Результат математического моделирования становится для ребёнка привлекательным, ему хочется всё сделать самому – получить в своё распоряжение исходный материал и экспериментировать с полученной конструкцией. Так у детей формируется познавательный интерес, появляется мотивация и творческие способности. Итогом такой работы явились авторские детские конструкции, задуманные и выполненные самими детьми, в сотрудничестве с воспитателем.

В результате работы по формированию пространственных представлений о геометрической форме у старших дошкольников развивается пространственное воображение и мышление, формируются навыки и умения работать по схеме, ориентироваться в двухмерном пространстве, различать пространственные направления, определять местоположение в пространстве, понимать и применять соответствующие словесные обозначения пространства.

Развитие пространственных представлений о геометрической форме у детей позволит им избежать трудностей при изучении в школе таких предметов, как математика в начальных классах, а также геометрия, черчение, география в старших классах.

Развитие пространственных представлений о геометрической форме у детей старшего дошкольного возраста
Пространственные представления являются неотъемлемой частью познания и любого вида практической деятельности человека Развитие ребенка Материалы для педагогов Развитие пространственных представлений начинается в раннем детстве С момента рождения ребенок видит и осязает различные предметы Известный психолог Ж
Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Дидактическая игра по формированию пространственных представлений для детей от 5 лет «Куда прилетела птичка?»Дидактическая игра по формированию пространственных представлений для детей от 5 лет «Куда прилетела птичка?» Дидактическая игра для детей от 5 лет «Куда прилетела птичка?» Цель: формирование у дошкольников пространственных представлений. Задачи:.

Дидактическая игра по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 5–7 летДидактическая игра по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет Авторская дидактическая игра по ФЭМП «Белочки» для детей старшего дошкольного возраста. Автор: Бирюкова Наталья Юрьевна Организация: МБДОУ.

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» «РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ».Мастер – класс для родителей по теме: "Сенсорное развитие" I младшая группа. Цель мастер-класса:помочь родителям.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Презентация «Коррекционно-развивающая работа по направлению «Развитие пространственных представлений у дошкольников» Тема освещена в форме презентации и представляет собой обоснование проблемы на основе научных данных и литературы, а так же представления.

Развитие пространственных представлений детей. Упражнение «Каждой фигуре — своё место»Развитие пространственных представлений детей. Упражнение «Каждой фигуре — своё место» Упражнение "Каждой фигуре - своё место" Задачи: развивать пространственные представления – вверху, внизу, справа, слева; уточнить и закрепить.

Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возрастаРоль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад №8 Мастер – класс тема: «Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного.

Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Разложи по порядку» У.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие пространственных представлений о геометрической форме у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 25 декабря 2022 в 20:37
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие пространственных представлений о геометрической форме у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Валентина СЕРЕБРЯКОВА (УИ 275050) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД