Ирина Черкашина
Развитие произвольной моторики. Конспект группового занятия «Осеняя прогулка»
▼ Скачать + Заказать документы
План группового занятия
Старшая группа
Цель: развитие речевой активности детей с помощью использования специально подобранных игр и упражнений по общей, мелкой и артикуляционно-лицевой моторике.
Задачи:
Образовательные:
1. Обобщение представлений об осенних изменениях в природе. Активизация словаря по теме «Осень».
2. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательного осенний, с существительными в роде, числе).
Публикация «Развитие произвольной моторики, Конспект группового занятия „Осеняя прогулка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
3. Учить образовывать однокоренные слова от слова воробей.
4. Развитие языкового анализа и синтеза, представления.
Коррекционные:
1. Развитие мелкой, общей, речевую и мимической моторики.
2. Развитие силы и длительности выдоха.
3. Профилактика дисграфии.
4. Развитие фонематического восприятия, речевого слуха, памяти.
Воспитательные:
1. Развитие коммуникативных навыков, содействование позитивному отношению детей к сверстникам и взрослым, путем использования ежедневных коллективных действий «кругов» - ритуалы «Приветствие», «До свидания».
2. Воспитывание усидчивости, трудолюбия, умения сохранять внимание на протяжении всего занятия.
Оборудование: штриховка «Осенний букет»; печати; пипетки, миска с водой, модули листьев деревьев; презентация; музыка «Звуки осеннего леса», «Пение птиц».
Предварительная работа: Сбор листьев на участке детского сада, образование относительных прилагательных от названий деревьев (березовый, дубовый, рябиновый, кленовый, еловый, сосновый, рассматривание репродукции картин. Беседа с воспитателями о зимующих птицах. Разучивание пальчиковой гимнастики «Осенний букет».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед: Ребята, у нас сегодня гости. Все они такие красивые, с добрыми глазами, пришли посмотреть на нас. Давайте поздороваемся с ними и пожелаем им приятного просмотра нашего занятия!
- А теперь выполним ритуал приветствия.
Хлоп одной, хлоп другой,
Хлоп двумя. Занимаемся друзья.
Ритуал приветствия.
Логопед: Подарите свою добрую и красивую улыбку друг другу.
Повернитесь к гостям и улыбнитесь им.
Пусть этот день подарит нам хорошие воспоминания!
2. Беседа об осени.
Солнышко усталое, скупо греешь ты.
Желтые да алые кружатся листы.
В шелесте да в шорохе наш осенний сад
На дорожках ворохи пестрые лежат
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
Логопед: Да, осенью. Какие осенние месяцы вы знаете? Скажите, какой сейчас месяц? Сегодня 1 день последнего осеннего месяца. Ноябрь-это начало, середина или конец осени? Какие признаки осени мы можем наблюдать? Листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают. Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Солнце светит, но не греет. Часто идет холодный дождь. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. В лесу появились грибы и ягоды. Люди собирают урожай.
Логопед: ребята, поиграем в игру «Скажите со словом осенний»
• Лес какой? – осенний.
• Небо какое? – осеннее.
• Ветер какой? – осенний.
• Песенка какая? – осенняя.
• Солнце какое? – осеннее.
• Туча какая? – осенняя.
• Дождь какой? – осенний.
• Облака какие? - осенние
• Цветы какие? – осенние.
• Погода какая? – осенняя.
• Утро какое? – осеннее.
• Настроение у нас какое? – осеннее.
Молодцы ребята! Я приглашаю вас на прогулку, повторяйте за мной.
Логопед: Дети осенью гуляли, за природой наблюдали.
Осень, осень наступила, листья осыпаются.
И в далекую дорогу птицы собираются.
Дети осенью гуляли, за природой наблюдали.
. Вверх на солнце посмотрели, и их лучики погрели.
Вправо, влево посмотрели, на полянку все присели.
Закроем глазки, сделаем глубокий вдох и на выдохе произнесем волшебное слово «ФУУУХ», откроем глаза, мы с вами оказались в осеннем лесу.
Логопед: Какой красивый лес. Какие деревья вокруг. А вот листья с этих деревьев, давайте, соберем их. Каждый берет по одному листику. У тебя с какого дерева лист? … значит он какой?
• Лист дуба – дубовый;
• Лист березы – березовый;
• Лист рябины – рябиновый;
• Лист тополя – тополинный;
• Лист клена – кленовый;
• Лист каштана – каштановый.
Логопед: Что можно сделать с осенними листьями? Я предлагаю вам собрать осенний букет и подарить его вашим мамам. Оставьте листья на пеньке. Присаживайтесь за столики. Но для начала, давайте вспомним и выполним пальчиковую гимнастику «Осенний букет», все вместе. Осенний букет соберем вот в эти вазы.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки).
Листья берёзы.
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы).
Мы соберём
В вазу осенний
Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).
Логопед: Веточки обведите карандашом, а листья напечатайте.
Логопед: Какие замечательные букеты у вас получились. А из каких листьев …. Составил букет, а почему? Давайте мы их отложим в сторонку, и в конце нашего путешествия вы их заберете.
Логопед: Ой, что же это за шум?
- Да! Это дождь! Капельки дождя капают на землю, на цветы, на деревья.
-День, когда идет дождь, какой? -. (дождливый)
- Поможем дождику полить?
- Положите на ладонь руки лист, другой рукой возьмите пипетку, наберите воды и капаем на лист.
- Ой! Ребята у каждого из нас, на листике водичка. Блестит, переливается. Подул легкий ветерок. Не забывайте, что вдыхаем носом, а выдыхаем через рот. Капельки растеклись веселыми ручейками.
Подули.
Логопед: Что остается на земле после дождя?
- Правильно! Лужи. Это большая лужа, а это маленькие….
- А в лужах видно отражение, как в зеркале.
- Изобразите Раннюю Осень. Верно, у Ранней Осени веселое лицо, потому что она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразите Позднюю Осень. Да, ребята, правильно, Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гонимая. Покажите, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний день. В дождливый, хмурый день. А какое у вас сейчас настроение? У всех хорошее, веселое настроение.
- Ой, как замечательно ребята вы все улыбаетесь.
Мимические упражнения.
Ну что продолжаем нашу прогулку? Эта осенняя картинка поможет нам сделать гимнастику для глаз. Станьте четко напротив экрана. Следим внимательно взглядом за … Делаем круговые движения глазами, глядя на солнышко….
Логопед: Плоды, какого дерева мы видим? (рябины) В старину из рябины делали бусы. Я сделала бусы, они как бут- то рябиновые. Они не только красивые, но и волшебные, с ними можно играть. Давайте, мы вместе произнесем чистоговорку про рябину, одновременно перебирая бусы.
В лесу осиновом
Дрожат осинки.
Срывает ветер
С осин косынки.
Он на тропинки
Косынки сбросит -
В лесу осиновом
Наступит осень.
Логопед: А вы знаете, что, собирая ягоды рябины, люди на каждом дереве оставляли часть ягод. Как вы думаете, для чего? (для птиц, чтобы в морозы они питались ягодами).
Если птицы остаются у нас зимовать, как они называются?
Дети: Зимующие.
Логопед: Названия, каких зимующих птиц вы знаете?
А вот так, поют лесные птицы.
Логопед. Давайте попробуем образовывать слова от названия зимующей птицы воробей. Я даю задание, а вы образуете слово из одной семейки со словом воробей. Как назвать маленького воробья?
1 - ребенок. Воробьишко.
Логопед. А еще как?
2-й ребенок. Воробышек.
Логопед. А как вы назовете большого воробья?
3-й ребенок. Воробьище.
Логопед. Как можно назвать хвост воробья? Он чей?
4-й ребенок. Воробьиный.
Логопед. Молодцы! Отлично!
Упражнение «Присядь, когда услышишь звук [в]».
Логопед. А теперь скажите мне, с какого звука начинаются все образованные вами слова?
Дети. Со звука [в].
Логопед. Произнесите этот звук. Дайте ему характеристику. Расскажите все об этом звуке.
Дети. Это согласный звонкий твердый звук.
Логопед. А давайте поиграем! Сейчас я буду произносить названия птиц. Вы будете хлопать, когда услышите звук [в] в названии птицы и топать если звук В отсутствует. Ворона – правильно, хлопаем, сова – верно, хлопаем, снегирь – правильно, топаем, дятел, воробей, голубь, сорока, тетерев, синица, клест.
РЕФЛЕКСИЯ:
Логопед. Молодцы ребята! Справились со всеми моими заданиями. Наша осенняя прогулка подошла к концу. Вспомните, о чем мы говорили на занятии? А что еще мы делали?
Выполним ритуал «До свидания».
Встали. Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись.
Руку правую подали, руку левую пожали и сказали «Молодец».
Логопед: А я сегодня порадовалась, что вы все были внимательные, заботливые, дружные.
- Скажем «спасибо» нашим гостям за то, что они тоже путешествовали вместе с нами. Пожелаем им - удачного дня! Всего вам доброго! Возьмите свои осенние букеты, мы же собирали их для мам.