Жанна Глазунова
Развитие профессионально-личностных качеств учителя-логопеда, работающего с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Работа логопеда интересна, приносит пользу и моральное удовлетворение. Но в то же время она связана с постоянными психоэмоциональными нагрузками, необходимостью находить подход к сложным детям, тесно взаимодействовать с коллегами. Для успешной карьеры в этой сфере нужно обладать рядом личных и профессиональных качеств. А проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей-инвалидов, на сегодняшний день очень актуальна. Такие дети нуждаются в особом подходе.
Публикация «Развитие профессионально-личностных качеств учителя-логопеда, работающего с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Для того чтобы эффективно взаимодействовать с «особым» ребенком, нужно понимать, чего он хочет и с уважением относиться к его желаниям. Научиться смотреть на мир его глазами.
Личные качества логопеда
o Мотивация и психологическая готовность работать с детьми, у которых отмечаются проблемы в развитии
o Эмпатия – способность сопереживать другому человеку в процессе общения и взаимодействия, эмоционально отзываться на его чувства.
o Педагогический такт – чувство меры, умение в любой рабочей ситуации держаться достойно.
o Педагогическая зоркость – способность фиксировать существенные моменты в развитии ребенка, предвидеть перспективы, отслеживать динамику.
o Педагогический оптимизм – способность акцентировать внимание на возможностях и сильных сторонах ребенка, верить в результативность специального образовательного процесса, в способности каждого воспитанника.
Профессиональные качества логопеда очень важны в работе учителя-логопеда. Профессионализм формируется в процессе обучения и развивается в ходе работы и систематического повышения квалификации. Он включает:
• Знание программ, пособий по логопедии, достижений отечественной и зарубежной логопедии, смежных с ней наук.
• Знания о типологии и структуре аномального развития речи, о способах профилактики и преодоления речевой недостаточности, о методах психолого-педагогического воздействия, о психологических особенностях детей с речевыми патологиями.
• Умение распознавать речевые нарушения, использовать приемы и методы их устранения и коррекции, применять специальные методы обучения детей с речевыми расстройствами родному языку, проводить профилактическую работу по предупреждению неуспеваемости.
• Умение использовать приемы и методы воспитания детей, развития и коррекции высших корковых функций.
• Образцовую речь. Логопед должен быть речевым эталоном не только для детей, но и для взрослых. Именно он обеспечивает единый речевой режим в образовательной организации.
Принцип этичности как важное профессиональное качество логопеда. Работа логопеда строится в тесном взаимодействии с коллегами, с самим ребенком или взрослым, имеющим речевое расстройство. Поэтому специалисту важно знать и соблюдать нормы педагогической этики и нравственности, понимать психологию родителей ребенка с речевыми расстройствами, уметь сопереживать им. Логопед должен быть терпелив, доброжелателен и тактичен. Отношение к ребенку с патологией речи и его родителями должно выстраиваться по тому же принципу, что и отношения между врачом и пациентом, его родственниками. Логопеду важно быть осторожным в оценке тяжести, механизмов возникновения, прогнозов в исправлении нарушений речи.
Для успешной работы логопеду нужно установить и поддерживать профессиональные отношения с коллегами. Деятельность по коррекции речи строится с учетом заключения врача — невропатолога или психоневролога. Для успешного исправления речевых патологий, особенно сложных, важно совместно обсуждать их с коллегами в атмосфере взаимопонимания и взаимоуважения.
Ядром профессионального становления является динамический процесс формирования профессиональной компетентности как интегративное свойство профессионала : совокупность познаний, эмоционально – ценностных, личностных качеств, позволяет быть эффективным в труде, добиваться продуктивных результатов и саморазвиваться средствами профессии.
В связи с вышесказанным можно выделить направления, которые помогут учителю – логопеду поставить цели и сформулировать задачи в годовом плане саморазвития для повышения профессиональной компетенции и мастерства.
1. Углубление научных знаний. Это направление порождается недостатками вузовской подготовки, отстраненностью теоретической подготовки от практического их применения. Другая сторона этого вопроса: научная мысль непрерывно развивается, и логопед независимо от своего стажа должен осваивать новое содержание коррекционного процесса, не дожидаясь корректив свыше. Надо мотивировать и стимулировать такую деятельность специалиста.
2. Повышение психолого-педагогического уровня. По психологии и педагогике, учителя — логопеды имеют разную подготовку. Появляются новые технологии, модернизируются используемые. Поэтому специалисты должны систематически обновлять свои знания в этих областях. Грамотный логопед, активно использующий в своей работе навыки психологии, сможет организовать психологически комфортную среду для коррекционной работы с детьми, что повысит не только результативность логопедической работы, но и будет способствовать эффективной социализации детей в ДОУ.
3. Повышение научно-методического уровня. Это направление будет востребовано даже в том случае, если вуз начнет выпускать всех студентов с «красным дипломом». С каждым годом предлагаются новые или усовершенствуются старые разработки. Начиная использовать эти коррекционные программы и методики в своей постоянной работе, любой специалист столкнется с трудностями их применения и реализации, поэтому логопеды нуждается в постоянной помощи методистов.
4. Формирование профессионально значимых умений и навыков. Задача извечная и актуальная. В ДОУ можно встретить и немолодого логопеда, не умеющего планировать занятия, не способного доступно объяснить материал, уделяющего внимание лишь некоторым областям системы логопедической работы. Часто они концентрируют свое внимание лишь на коррекции звукопроизношения, совершенно упуская из виду профилактику дисграфии и дислексии, работу над фонематическим восприятием и др.
5. Освоение культуры педагогического общения. Деловому этикету должен следовать представитель любой профессии. Его навыки формируются в реальной профессиональной деятельности. Вопреки этому, в ДОУ сегодня множество педагогов, грубо обращающихся с детьми, оскорбляющих их.
6. Развитие способностей работать в коллективе. В ДОУ это умение приобретает особое значение. Эффективность коррекционного процесса напрямую зависит здесь от того, насколько педагог заинтересован в результативности труда партнеров, от умения принимать решения коллектива как свои личностные, участвовать в деятельности педагогических консилиумов. Лишь полное взаимодействие всех участников коррекционного процесса сможет обеспечить наилучший результат.
7. Освоение корпоративных норм поведения. Педагог – образец для подражания. Уже само его поведение является средством воспитания. На стиль его поведения реагируют и родители воспитанников – они воспринимают, тиражируют или отвергают его. Деятельность педагога – объект интереса множества людей и организаций (родители, управление образованием, общественные организации, правоохранительные органы). Авторитетность педагога зависит от соблюдения некоторых корпоративных правил – например, от закрытости информации о его личной жизни.
8. Овладение грамотным стилем речи. Учитывая, что ведущим направлением деятельности учителя-логопеда ДОУ является коррекция дефектов речи и профилактика нарушений письма и чтения при обучении в школе, для обеспечения этой основной задачи, особую значимость приобретает наличие у учителя-логопеда высокого уровня коммуникативной культуры рассматриваемой как единство ценностных структур в виде культуры речи, культуры вербального общения, эмоциональной культуры, культуры мышления, культуры взаимодействия и взаимопонимания и выступающей как условие и результат личностного и профессионального роста.
9. Повышать юридическую грамотность. В условиях реформирования системы образования и увеличения юридически грамотного населения, повышать свои знания в вопросах юриспруденции. Регулярно отслеживать появление новых нормативных документов, тщательно их изучать и анализировать, знать новые законы и постановления, затрагивающие сферу образования. Руководствоваться в практической деятельности правами, которыми наделен специалист дошкольной организации, а также исполнять обязанности, предписанные новым законодательством РФ. К сожалению, в настоящее время этому вопросу уделяется недостаточное внимание, что, все чаще, приводит к конфликтным ситуациям между логопедом и различными инстанциями, в том числе с родителями воспитанников (оформление документов для прохождения ТПМПК, информирование родителей о необходимости обращения за помощью к другим специалистам, в том числе медицинской и др.).
10. Обмен опытом с коллегами. Ни теоретические знания, ни собственная практика иногда не могут дать такого полезного опыта, как обмен информацией с коллегами. У каждого специалиста имеются свои лучшие наработки и «хитрости», обмен которыми способен повысить результативность коррекционной работы. Отличной формой реализации этого направления служат методические объединения.
11. Изучение, овладение информацией, а также внедрение в практику коррекционного образования интеграции и как одной из форм ее реализации – инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Учитель – логопед должен быть осведомлен и готов к включением новых категорий лиц с ограниченными возможностями в коррекционно-образовательную среду (дети с тяжелой двигательной патологией, синдромом Дауна, синдромом детского аутизма, глубокими интеллектуальными нарушениями, комплексными нарушениями).
12. Применение новых технических средств и компьютерных технологий в работе. Как сказал философ, все течет, все изменяется. Меняется окружающий нас мир. Согласитесь, использовать в своей работе такие средства, как кино и диапроектор по меньшей мере не целесообразно. Поэтому для педагога очень важно идти в ногу со временем и использовать в своей работе новые ТСО и ИКТ, чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям и увеличить их эффективность. Однако, недостаточное оснащение большинства ДОУ материально – технической базой не позволяет в полной мере реализовать это направление.
В заключении хотелось бы отметить, что профессия учителя – логопеда требует постоянной работы над формированием и повышением профессиональной компетенции и совершенствовании личных качеств.
Важно помнить, что только ориентировка учителя-логопеда на постоянное пополнение знаний, овладение передовыми методами и приемами работы с детьми, постижение секретов общения способствуют формированию личности учителя-логопеда как профессионально-грамотного, успешного, конкурентноспособного специалиста образовательного пространства дошкольного детства.