Наталия Радыгина
Развитие процессуальной игры в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая деятельность имеет важное значение в развитие ребёнка. Игра способствует обогащению чувственного опыта детей, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи, в ней закладываются основы творчества. Игра развивает у детей произвольное поведение и самостоятельность. Сильный эффект имеет только полноценная игра, которая не возникает сама по себе, а развивается во взаимодействии с взрослыми. Для того чтобы игра стала действительно развивающей, ребёнка необходимо научить играть. Сензитивным периодом для зарождения игры является ранний возраст. В это время создаются условия для появления особого вида детской деятельности – процессуальной игры. В её основе лежат предметные действия, которые осваивает ребёнок, а также стремление подражать действиям взрослых, которые он наблюдает в повседневной жизни. Процессуальная игра является важной предпосылкой к переходу ребёнка на следующий этап развития, на котором ведущей деятельностью становится сюжетно – ролевая игра.
Публикация «Развитие процессуальной игры в раннем возрасте» размещена в разделах
- Игры для детей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Ребёнок впервые пришёл в детский сад и не умеет играть, необходимо вызвать у малыша интерес к игре, вовлечь его в воображаемую ситуацию. Ввожу в игровую ситуацию, наделяя игровым смыслом его действия с предметами, например, ребёнок возит за верёвочку грузовик, предлагаю покатать на нём зайку, подвезти его к домику.
Чтобы переключить малыша с манипулятивной деятельности на игровую, организую игру рядом с ним. Если ребёнок не включается в игровую деятельность, не настаиваю, пусть просто наблюдает за игрой взрослого. Для вовлечения малыша в игру прошу его о помощи (подать полотенце, принести расчёску) или распределяю действия: «Я одену кукле Оле платье, а ты её расчешешь». Благоприятное влияние на формирование интереса детей к игре, умение действовать в условном плане оказывает включение игровых персонажей в режимные моменты. Во время обеда усаживаю рядом с детьми куклу, которая будет кушать. Укладывая детей спать, предлагаю им убаюкать любимую игрушку, а после сна одеть её.
На следующем этапе развития игровой деятельности обогащаю игровой опыт детей. Способствую полноценному развитию игры разнообразными методами. Поддерживаю и развиваю игровую инициативу детей. Первые самостоятельные игровые действия детей представляют собой подражание взрослому, со временем дети варьируют эти действия, вносят в них новые элементы. Любую инициативу поощряю, хвалю малыша. На этом этапе по – прежнему ребёнку необходима помощь взрослого. Чтобы разнообразить игру, увеличиваю число предметов, действий. Например, если ребёнок причёсывает куклу расчёской, предлагаю ему бантик, заколку, зеркало. Играя вместе с ребёнком, подключаюсь к его действиям. С помощью наводящих вопросов, предложений побуждаю использовать необходимые игрушки, тем самым обогащаю состав игровых действий.
Помогаю ребёнку выстраивать целостную игровую ситуацию, в которой все взаимосвязанные действия осуществляются в логической последовательности. Делаю это с помощью словесного обозначения («сначала сварим», «потом накормим», а так же завершением каждого этапа игры («суп сварился», «куклы покушали»). Но лишь иногда тактично присоединяюсь к игре детей с помощью косвенных приёмов (вопросов, просьб и предложений от лица персонажей, шуток, помогаю преобразовать разрозненные игровые действия в целостный сюжет. Часто дети выполняют игровые действия с той игрушкой, с которой играл взрослый. Поэтому стимулирую игру с разными персонажами.
Для обогащения игрового опыта детей так же использую: поощрение игровых действий, направленных на взрослого и сверстника; речевое сопровождение игры; включение в игру предметов – заместителей, например, использую игры «Сладкий арбуз», «Посмотри в окошко», «Превращение проволочки».
Ролевое поведение закладывается в раннем возрасте. Поэтому формирую элементы ролевого поведения через игры – забавы; игры – имитации животных, птиц, самолётов, машин и т. д., принятие роли взрослым и наделение ролью малыша, например, я – доктор, ты – больной, я – медведица, ты – медвежонок, при этом не только называю роль, но и её комментирую. Выстраивая диалог, интонирую речь в соответствии с персонажем. Когда ребёнок научится принимать роль, предлагаю ему меняться ролями.
В своей практике использую процессуальные игры : «Баюшки – баю», «Укладываем игрушки спать», «У меня зазвонил телефон», «Плывёт, плывёт кораблик», «Я – шофёр» и другие.
Таким образом, в процессуальных играх дети раннего возраста постепенно осваивают разные ролевые отношения, учатся строить диалоги, общаться с партнёром по игре, в самостоятельных играх, проявлять фантазию.