Наталья Теницкая
Развитие представлений об окружающем мире и о себе в младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок приходит в мир и живет в интересном и таком непонятном загадочном окружении людей, предметов, явлений. Как его познать? Научиться в нем жить? Это является для него загадкой.
Интерес к окружающему, желание открывать и исследовать, умение мыслить. Рассуждать, анализировать – это путь к разгадке тайн окружающего бытия. В основе этих желаний лежит стремление стать частью окружения. Обрести уверенность, пытливость, открытость; ощутить те чувства и эмоции, которые будут переполнять и давать новые силы к познанию. Желание взаимодействовать с окружающей средой, создание условий, при которых ребенок становится субъектом познавательного развития, т. е. приобретающего новые знания, умения, способы действия, которые добываются в процессе поисковой, исследовательско-экспериментальной деятельности. В их основе лежат стремление самостоятельно думать, чувствовать, решать возникающие проблемы с младшего возраста.
Публикация «Развитие представлений об окружающем мире и о себе в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
Познавательно-исследовательская и творческая активность формируется в разных видах деятельности, в атмосфере эмоционально-положительного подъема.
Процесс познания приобретает яркую эмоциональную окраску и воздействует на чувства, мысли, воображение и фантазию, т. е. гармонично развивает эмоционально-интеллектуальную сферу личности каждого ребенка.
Ведущими целями рабочей программы, созданной на базе МБДОУ №2 - Центра развития ребенка, являются: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности, при целенаправленном влиянии педагогов, родителей с младшего дошкольного возраста.
Весь воспитательно-образовательный процесс построен на интеграции образовательных направлений с учетом возрастных особенностей детей (от 3-4 лет).
В этом возрасте ребенок становится самостоятельнее. Любимое выражение: «Я сам!», ребенок хочет стать «как взрослый». Он способен к эмоциональной отзывчивости: сопереживать, утешать, помогать. Стыдится своих поступков. Усваивает некоторые нормы и правила поведения. Идентифицирует себя с представителями своего пола. Накапливает определенные знания о разнообразных свойствах предметов, явлений окружающей действительности.
В младшем возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Осваивается качественная сторона выполнения действий.
Главным средством общения является речь. Словарь состоит из слов, обозначающих предметы обихода. Ребенок использует в речи простую форму предложения.
Осуществляя образовательную деятельность в ДОУ по направлениям развития, особое место отведено «Развитию представлений об окружающем мире и о себе». В основе организации работы заложены основополагающие принципы: природосообразности, единства деятельности. Единства деятельности, систематичности, самостоятельности, творческой и познавательной направленности, взаимодействия и взаимодополнения.
Разработанная программа по данному разделу имеет 4 направления развития :
1 направление Развитие представлений об окружающем мире и о себе.
2 направление Развитие познавательной активности.
3 направление Освоение детьми различных форм приобретения опыта, помогающих ребенку получить знания.
4 направление Развитие познавательных и творческих способностей.
Первое направление развития является основополагающим в данном разделе. Другие направления основываются на первом, переплетаются с ним, взаимодополняют друг друга. Исходя из этого, рассмотрим раздел «Развитие представлений об окружающем мире и о себе».
В разделе рассматриваются следующие понятия:
«Я сам»
Происходит обогащение представлений в двух аспектах :
1. «Как о ценном индивидууме»
• Ребенок направляет свои усилия на формирование более полных представлений о себе.
• О половой принадлежности: мальчик /девочка, физический облик, имя, фамилия, одежда, прическа.
• Формирует положительные отношения к себе : самоуважение, понимание переживаний и умение управлять ими.
• О физическом развитии : формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
2. «Как об уникальном члене коллектива и сообщества: сплоченность с другими и понимание общности («мы дети одной группы, одной семьи, умеем договариваться, совместно действовать).
«Мир людей и человеческих отношений»
Работа по данному направлению проводится в 4 направлениях.
1. Патриотическое воспитание – дети усваивают такие понятия как: мой дом, моя улица, мой поселок, мой любимый сквер, где я гуляю…
2. Овладение правил поведения с близкими, в детском саду, в общественных местах, на улице.
Формирование основ безопасности в природе, на дорогах, безопасность собственной жизнедеятельности.
3. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий и по отношению к другим.
4. Знакомство с некоторыми профессиями, их значение и роль в обществе и жизни человека. Ознакомление происходит с профессиями ближайшего окружения : водитель, помощник воспитателя, медицинская сестра, повар, дворник, прачка, шофер.
«Нерукотворный мир»
Нерукотворный мир рассматривается с точки зрения экологического подхода, где человек является часть природы, живущий в определенной среде, которая воздействует на него определенными факторами, т. е. существует взаимосвязь.
«Человек – природа» основана на синтезе наук: биология, география, медицина, социология (по утверждению Т. И. Алексеевой). В процессе работы с детьми изучаются и закрепляются экознания: взаимосвязь живой и неживой природы (растения и животные, изменения, происходящие с ними в течении их жизни.
«Представление о времени»
Данное направление формируется в процессе наблюдения контраста: частей суток (утро-вечер, день-ночь, времен года (зима-лето).
«Рукотворный мир»
Рукотворный мир – это предметный мир, мир вещей, игрушек, окружающих ребенка. Именно в предметной деятельности возникает познавательная активность, складываются первые эмоциональные предпочтения.
Задача воспитателя – помочь ребенку войти в предметный мир, научиться ориентироваться в его многообразии, правильно использовать предметы по назначению в разных видах деятельности. А главное – воспитывать ценностное отношение к предметному миру. Дети должны знать, что предметы, сделанные руками человека – это рукотворные предметы, их нужно беречь!
Педагогический процесс, выстроенный по принципу интеграции образования, основывается на слаженной работе всех специалистов ДОУ и тесной связи с родителями.
Интегрированный подход активизирует все психические процессы в развитии, включает ранее приобретенные знания, умения и навыки, и направляют ребенка на более высокий уровень познавательного и творческого развития.
Литература:
1. Акимова Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. Младшая группа. – М. : ТЦ СФЕРА, 2007. – 128с.
2. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающем и социальной действительностью. Младшая группа. Конспект занятий. Изд. 4-е. – М. :УЦ. Перспектива, 2008. – 96с.
3. Громова О. Е. ,Соломатина Г. Н., Кабушко А. Ю. Ознакомление дошкольников с социальным миром. – М. : ТЦ Сфера, 2012 - 224с.
4. Мир детства: Дошкольник /под ред. Хрипковой А. Г., отв. ред. Запорожец А. В. – 2-е изд., доп. – М. :Педагогика, 1987. – 256с. – (Библиотека для родителей).
5. Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002. – 160с. : Библиотека программы «Детство».
6. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007. - 80с.
7. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 352с.
8. Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Младшая группа. Изд. 2, испр. и доп. под ред. О. М. Дьяченко. -: Изд. «Гном и Д», 2000.
9. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2005. – 208с.