Моловствова Ирина Николаевна
Развитие предметно-пространственной образовательной среды посредством реализации проекта «Чиполлино» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Моловствова Ирина Николаевна «Развитие предметно-пространственной
образовательной среды посредством реализации проекта «Чиполлино» в старшей группе».
Методическая разработка.
Проектная деятельность – одна из эффективных форм воспитательно -образовательной работы с детьми дошкольного возраста. В ходе проекта : дети узнают много нового, экспериментируют, исследуют, проводят разные опыты – становятся исследователями. Проект позволяет научить детей самих добывать знания и использовать их в жизни; объединить детей, родителей и педагогов в совместной деятельности; включить родителей в образовательный процесс детского сада. Различные виды деятельности насыщают, изменяют, развивают предметно-пространственную образовательную среду детского сада.
Темочки:
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Оформление детских садов
- Проекты, проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Старшая группа
- Темочки
Проект «Чиполлино».
Проблема: дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, практический опыт и интерес к исследовательской деятельности слабо развит.
Актуальность проекта.
Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое. Но в зимний период у детей угасает интерес к развитию растений, так как нет наглядности, а у детей наглядно-образное мышление. Одним из решений этой проблемы является - «огород на окне», который позволяет вести наблюдения за ростом и развитием растений, проводить экспериментальную работу по выявлению факторов, влияющих на рост и развитие растений и получение устойчивых трудовых умений и навыков по уходу за культурами «огорода».
Цель проекта.
Воспитание ребенка старшего дошкольного возраста как субъекта познавательно-исследовательской деятельности посредством использования игрового занимательного материала в условиях, способствующих раскрытию творческого и интеллектуального потенциала.
Задачи:
1. Развивать у детей интерес к поисково-исследовательской деятельности и экспериментированию, на основе наблюдений делать выводы, умозаключения.
2. Формировать у детей навыки партнерской деятельности и сотрудничества, умения взаимодействовать друг с другом, умения презентовать коллективный труд.
3. Активизировать взаимодействие с родителями как с равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Вид проекта : познавательно-исследовательский, творческий.
Участники проекта : дети старшей группы, педагоги, родители.
Срок реализации проекта : среднесрочный, (01.02.-17.03.)
Продукт проектной деятельности :
1. Кулинарная книга «Кулинарные рецепты от Чиполлино».
2. Справочник рецептов народной медицины «Лук – от семи недуг».
3. Сборник стихов и загадок о луке.
4. Огород на окне.
5. Творческие работы детей и родителей.
План основных действий по решению задач, направленных на реализацию проекта.
Подготовительный этап проекта.
Дети: рассматривание иллюстративного материала по теме проекта. Просмотр м/ф Чиполлино. Чтение художественных произведений: «Купите лук» перевод с шотландского И. Токмаковой, «Овощи» Ю. Тувим. Цель: Учить детей отвечать на вопросы по содержанию произведения. Изучение правил ухода и потребностей растений.
Результат: изучение правил ухода и потребностей растений.
формирование интереса к луку.
Родители: совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта. Приобретение посадочного материала и необходимого инвентаря (контейнеры, земля и т. д.). Пополнение детской библиотеки новыми произведениями.
Педагоги: беседы с детьми о растениях (луке). Подбор и изучение методической литературы. Организация предметно-развивающей среды по теме проекта.
Результат: Выявление уровня знания детей о процессе посадки и выращивания овощных культур. Составление плана работы над проектом. Сбор материала, необходимого для реализации проекта.
Этап реализации проекта
Дети Опытно-экспериментальная деятельность: «Луковица». Цель: уточнить представление детей о луковице, её строение, вкус, запах, цвет и форма.
«Сидит дед, во сто шуб одет». Цель: выяснить сколько «шуб одето» на луковице и что происходит, когда его «раздевают».
Опыт «Нужна ли для роста лука вода?».
Опыт «Как растет лук без света?».
Опыт «Что необходимо для роста лука: тепло или холод?». Цель: Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития лука.
Опыт: «Цветная вода». Цель: Показать, как луковая шелуха окрашивает воду разной температуры (холодная, горячая).
Беседы «Полезная пища». Цель: Закреплять представления детей о значимости питания, полезности продуктов.
Проведение дидактических игр: «Овощи и фрукты», «Угадай на вкус», «Вершки и корешки», «Где прячутся витамины» и др.
Сюжетно-ролевая игра «Поварята»
Литературная викторина
Разучивание стихов, загадок, поговорок. Чтение сказки Д. Родари «Чиполлино»
Художественное творчество:
Рисование «Зелёный лучок».
Аппликация «Наш огород».
Лепка «Волшебный лучок».
Пластинография «Чиполлино»
«Этапы выращивания лука», «Календарь наблюдений за прорастанием лука». Цель: Учить передавать в рисунке этапы посадки лука, его прорастания. Упражнять в умении аккуратно закрашивать луковицу.
Конструирование «Семья Чиполлино», «Домик для кума Тыквы».
Результат: высаживание и наблюдения за ростом лука в различных условиях. оформление дневников наблюдений. Развитие и обогащение различных детских практик. Активизация словаря детей. Развитие связной речи. Продуктивная деятельность
Родители: конкурс поделок «Чиполлино и его друзья», создание книжки-малышки «Кулинарные рецепты «От Чиполлино», выпуск стенгазеты, участие в эстетическом оформлении «огорода», использование продуктов совместного творчества в игровой деятельности.
Педагоги: организация проектных мероприятий, изготовление атрибутов к играм. Размещение информации для родительских уголков. Оформление альбомов рецептов народной медицины «Лук от семи недуг», «Полезные свойства лука». Цель: Познакомить родителей с нетрадиционными методами лечения простудных заболеваний.
Результат: создание условий для опытно - экспериментальной деятельности. Пополнение картотеки дидактических игр по экологии. Консультации для родителей
Заключительный этап проекта.
Дети: сбор урожая, итоговое мероприятие «Мастер-класс от шеф-повара».
Результат: анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности.
Родители: оформление выставки «Удивительное рядом», аппликации и поделок на тему проекта.
Результат: активизация работы по взаимодействию с родителями как с равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса
Педагоги: организация праздника: «Луковые знайки».
Результат: оформление документации; подготовка презентации проекта. Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов. Внедрение инновационных технологий.
Ожидаемые результаты.
Для детей:
-обогащение практического опыта познавательно-исследовательской деятельности;
-развитие интереса к опытно-экспериментальной деятельности;
-вовлечение в творческую деятельность;
-развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества;
Для родителей:
-вовлечение всех родителей в реализацию проектной деятельности.
Для педагогов:
-внедрение инновационных технологий.
-личностный и профессиональный рост.
-самореализация.
В ходе реализации проекта были созданы многочисленные продукты различных видов детской деятельности, творческие работы совместной деятельности детей и родителей, приобретены новые красочные издания художественной литературы, а также пополнена предметно-пространственная среда в уголках природы и опытно-экспериментальной деятельности.
Таким образом, познавательно-исследовательская проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста является эффективным условием формирования и развития предметно-пространственной развивающей среды в дошкольном учреждении.
Литература:
Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду», М-Просвещение, 1991.
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Мозаика-Синтез, 2016.
Дыбина О. В. «Неизвестное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М. ТЦ «Сфера», 2005.
Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие., Мозаика-Синтез, 2012.
Мюллер Герда «Как растут овощи?» Изд. : Добрая книга, 2014.
Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез, 2007.
Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения. Сост. Л. А. Багрова, М. :ТКО «АСТ»1995.