Папки-передвижки

Экспериментальное исследование развития познавательных процессов у ребёнка пятого года жизни в дидактических играх (34 фото)

Ольга Пирко
Экспериментальное исследование развития познавательных процессов у ребёнка пятого года жизни в дидактических играх
▼ Скачать + Заказать документы

Уровень развития познавательных процессов детей пятого года жизни

Для изучения развития познавательных процессов детей пятого года жизни в дидактической игре на базе ДОУ «Берёзка» города Долгопрудный мною было проведено исследование, проходящее в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Исследование проводилось на подгруппе детей из 10 человек.

Публикация «Экспериментальное исследование развития познавательных процессов у ребёнка пятого года жизни в дидактических играх» размещена в разделах

Согласно одной из поставленных задач, следует выявить уровень сформированности познавательных процессов у детей среднего дошкольного возраста. Первый констатирующий этап включает в себя применение методик для выявления уровня развития психических процессов: внимания, мышления, памяти и т. д. Подобные методики носят преимущественно игровой характер. Дабы полученные сведения были достоверны, использовалось по 2-3 методики на диагностику каждого психического процесса.

Задание 1. «Что изменилось?»

Цель: выявить объем произвольного внимания

Материал: различные предметы – кукла, мяч, книга, машинка, корзинка, фрукт и т. д.

Ход исследования: На стол ставятся 6-7 предметов. Ребёнок рассматривает их одну-две минуты. Затем просят его отвернуться и убирают один из предметов. Когда ребёнок повернётся, он говорит, что изменилось. (Можно не убирать ни один предмет, а поменять 2 из них местами). Максимальное количество баллов 10.

Таким образом, мы выявили, что средний балл по группе составляет – 7,3. Этот показатель выше среднего. Выше низкого уровня объёма произвольного внимания выявлен у 1-ого ребёнка (10%, средний уровень у 2-х детей (20%, выше среднего у 4-х (40%) и высокий у 3-х (30%).

Задание 2. «Кто где живёт?»

Цель: изучение уровня сформированности анализа и синтеза как мыслительных операций.

Материал: пазлы - картинки, объединённые одним сюжетом (Муравей - муравейник, собака - конура, лисица – нора).

Ход исследования: На стол высыпаются пазлы. Каждый ребёнок выбирает по 3-и карточки с изображением животного, птицы или насекомого и подбирает соответствующий дом. Сложить пазлы-карточки необходимо за определённое время. Каждая пара карточки – 2 балла, соответственно максимальное количество – 6 балов.

Средний балл в группе составляет 4,2 – выше среднего. Отдельные дети показали такие результаты: низкий 2 человека (20%, средний – 5 (50%, высокий – 3 (30%).

Задание 3. «Что лишнее?»

Цель: изучение сформированности обобщения как мыслительной операции.

Материал: различные предметы объединённые в группы по тематике.

Ход исследования: Детям выставляется ряд сгруппированных предметов. Они должны выделить лишнее. И ответить на вопросы: «Что лишнее?», «Почему?» и «Назови отличительный признак». За каждый правильный ответ ставится 1 балл.

По группе можно определить балл 2,2, что соответствует выше среднего уровня. Большинство детей на первые два вопроса отвечали быстро, а третий заставлял их задуматься и не каждому он был под силу.

Задание 4. «Запомни картинки»

Методика 1. Цель: выявление показателей непроизвольного запоминания.

Материал: набор 1 из 10 картинок, изображающих знакомые предметы (флаг, кукла, цветок, мишка, поезд, окно, перо, ботинок, стул, птица, машинка, книга).

Ход исследования: Ребёнку предлагается познакомиться с интересными картинками. Перед ребёнком не ставится задача запомнить. Картинки предъявляются последовательно одна за другой, время показа – 5 секунд. После демонстрации картинок делается небольшая пауза, после чего ребёнку неожиданно предлагается воспроизвести по памяти названия всех изображённых на картинках предметов.

Методика 2. Цель: выявление показателей произвольного запоминания.

Материал: набор 1 из 10 картинок, изображающих знакомые предметы (кенгуру, шоколад, оса, качели, гусь, дверь, кресло, костёр, стол, дерево, дом, курица).

Ход исследования: аналогично методике 1. При этом предлагается ребёнку запомнить как можно больше картинок, а потом рассказать какие запомнил.

Методика 3. Цель: изучение произвольного запоминания в игре.

Материал: атрибуты сюжетно-ролевой игры «Магазин». (Образные игрушки: овощи, фрукты, кондитерские изделия и т. д.)

Ход исследования: организуется сюжетно-ролевая игра «Магазин», для ее проведения всех участников разбивают на две команды. Каждая команда выбирает по продавцу (кассиру). Игра заключается в том, что на глазах у продавца члены его команды кладут в корзину по одному предмету. Продавец смотрит и старается запомнить, кто какую покупку сделал. Когда корзина заполнится предметами, ведущий (воспитатель) вынимает покупку и спрашивает у продавцов, чья она. Правильно названная покупка приносит 1 балл. В данной методике оцениваются как командные, так и индивидуальные результаты. В роли продавцов должен выступить каждый ребёнок.

Подводя итоги, можно отметить, что результаты произвольного запоминания выше, чем результаты непроизвольного. Первая методика вызвала у многих детей затруднение, т. к. им не было озвучено запоминать показанные картинки с предметами. Дети не прилагали никаких усилий, просто просматривали картинки. При предварительной установке они заметно сосредотачивали взгляд, были более собраны. Было заметно, что при проведении первых двух методик дети испытывали утомление, быстро уставали, отказывались продолжать. Запоминание, а тем более произвольное требует от ребёнка значительных волевых усилий. Что касается поведения сюжетно-ролевой игры – ребята проявляли больший интерес к моим словам, к правилам, иногда просили повторить, переспрашивали, были активны. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что запоминание в игре наиболее интересно и продуктивно.

Таким образом, при проведении констатирующего эксперимента был выявлен имеющийся уровень развития психических процессов. Результаты заданий при исследовании одного психического процесса имели небольшие различия. На результатах сказывались также интерес ребёнка к заданию, его общее состояние, настроение и т. д. В целом в группе развитие психических процессов находится на среднем уровне. Это нормальные показатели для детей среднего дошкольного возраста. Отдельные дети показали высокий, а некоторые и низкий уровень. Так можно наметить дифференцированную работу на формирующем этапе опытно-экспериментальной деятельности. Дети с низким уровнем развития психических процессов нуждаются больше в индивидуальной работе. Также работа будет проводиться с ребятами со средним и высоким уровнем для получения лучших результатов.

Комплексная коррекционная программа развития познавательных процессов посредством дидактической игры

На основе полученных результатов после проведения первого этапа была подобрана серия дидактических игр.

В серию входили такие игры как «Узнай, что изменилось», «Найди такую же», «Новоселье куклы», «Что кому», «Кто что слышит?», «Парные картинки», «Когда это бывает?», «Что лишнее?», «Гуси-гуси», «Зеркало», «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем», «Добавь слово». Они проводились в различной форме: индивидуально в утренний и вечерний отрезок времени, коллективно, подгруппами.

В процессе игры мною уделялось особое внимание, поведению детей. Выявляя особенности ребят, позволяло мне планировать индивидуальную работу не только в игре, но и в других видах деятельности. При подведении итогов игры внимание детей акцентировалось на их успехах, даже если они были у кого-то незначительными. Например, у одного отмечала быстроту решения задания, у другого – старательность, настойчивость, у третьего – желание играть вместе с товарищами, договариваться, что будут вместе делать.

Анализ проведённых мероприятий помог мне продумать усложнение содержания игр за счёт включения новых материалов, а также изменения правил: объединять играющих детей в звенья.

Влияние игровой деятельности на умственное развитие детей 5-ого года жизни

Третий контрольный этап требует от нас подвести итоги проделанной работы. Также как и первый констатирующий этап, он состоит из заданий, похожих на те, которые использовались ранее, но уже с другим, новым для детей материалом.

Задание 1. «Найди отличия»

Цель: выявить объем произвольного внимания

Материал: картинки с содержащимися различиями в деталях.

Ход исследования: Тест содержит рисунки, похожие по сюжету, но имеющие 10 различий в деталях. Ребёнку нужно рассмотреть рисунки и указать на отличающиеся детали.

Средний балл по группе составил 8,7. Почти все дети повысили свои показатели объёма произвольного внимания: 1 средний (10%, 3 выше среднего (30%, 6 высокий (60%).

Задание 2. «Кто скорее соберёт»

Цель: изучение сформированности обобщения как мыслительной операции.

Материал: образные игрушки – овощи и фрукты, две корзины.

Ход исследования: Перед началом игры детям напоминают, что они уже знают многие овощи и фрукты, повторяют их. После чего группа детей делится на две команды – овощеводов и садоводов. На полу раскладываются овощи и фрукты, а возле каждой команды ставится по корзине. По сигналу участниками собирается соответствующий его команде овощ или фрукт. В общей сложности каждый ребёнок должен принести от 1-ого до 5-и предметов, баллы выставляются соответственно количеству урожая. Побеждает команда, которая быстрее наполнит корзину. А также оценивается содержимое урожая, не ошиблись ли участники, не попал ли в корзинку не тот овощ или фрукт.

Данное задание очень понравилось детям. Они практически не допускали ошибок, с удовольствием дружно называли овощ или фрукт, который им демонстрировался, и активно болели за участников своих команд. Показатель по группе высокий – 4,7. Получены такие результаты: 3 ребёнка (30%) – уровень выше среднего, 7 детей (70%) – высокий.

Задание 3. «Классификация картинок»

Цель: изучение анализа и обобщения как мыслительных операций

Материал: 18 картинок, разделённые на 3 смысловые группы. (2 набора)

Ход исследования: Ребёнок должен разложить 18 картинок на 3 смысловые группы. Первый набор: фрукты: груша, лимон, вишня, виноград, яблоко, слива; овощи: редиска, лук, морковь, огурец, помидор, свекла; цветы: ромашка, роза, одуванчик, тюльпан, ландыш, василёк. Второй набор: домашние животные: лошадь, коза, кошка, свинья, собака, корова; дикие животные: медведь, ёж, белка, заяц, лиса, лев; насекомые: бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза. 1 балл получает каждая правильно квалифицированная группа предметов. Максимальное количество баллов за одно исследование – 3, за 2 – 6.

Средний балл по группе 5,1. При этом 3 ребёнка средний уровень (30%, 7 высокий (70%). Данное задание давалось детям легко, потому как в играх формирующего этапа большое внимание уделялось обучению обобщению групп предметов.

В ходе опытно-экспериментальной деятельности мною были решены поставленные задачи: выявить уровень сформированности познавательных процессов у детей 5-ого года жизни, апробировать программу развивающих игр и подвести итог с целью выявления дальнейшего направления в педагогической работе. Полученные результаты исследования дают нам право утверждать, что дидактическая игра имеет большие возможности, формируя и оказывая влияние на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста.

Экспериментальное исследование развития познавательных процессов у ребёнка пятого года жизни в дидактических играх
Фото №1 Развитие ребенка Фото №2 Материалы для педагогов развития познавательных процессов детей пятого года жизни Для изучения развития познавательных процессов детей пятого года жизни в Фото №3 Дидактические игры дидактической игре на базе ДОУ Берёзка города Долгопрудный мною было проведено исследование проходящее в три этапа констатирующий формирующий и контрольный Фото №4 Исследовательская деятельность Исследование проводилось на подгруппе детей из человек Фото №5 Материалы для педагогов Темочки Согласно одной из поставленных задач следует выявить уровень сформированности познавательных процессов у детей среднего дошкольного возраста Фото №6 Первый констатирующий этап включает в себя применение методик для выявления уровня развития психических процессов внимания мышления памяти и т Фото №7 Подобные методики носят преимущественно игровой характер Фото №8 Дабы полученные сведения были достоверны использовалось по методики на диагностику каждого психического процесса Фото №9 Что изменилось Цель выявить объем произвольного внимания Материал различные предметы кукла мяч книга машинка корзинка фрукт и т Фото №10 Ход исследования На стол ставятся предметов Фото №11 Ребёнок рассматривает их одну две минуты Фото №12 Затем просят его отвернуться и убирают один из предметов Фото №13 Когда ребёнок повернётся он говорит что изменилось Фото №14 Можно не убирать ни один предмет а поменять из них местами Фото №15 Максимальное количество баллов Фото №16 Таким образом мы выявили что средний балл по группе составляет Фото №17 Этот показатель выше среднего Фото №18 Выше низкого уровня объёма произвольного внимания выявлен у ого ребёнка средний уровень у х детей выше среднего у х и высокий у х Фото №19 Кто где живёт Цель изучение уровня сформированности анализа и синтеза как мыслительных операций Фото №20 Материал пазлы картинки объединённые одним сюжетом Муравей муравейник собака конура лисица нора Фото №21 Ход исследования На стол высыпаются пазлы Фото №22 Каждый ребёнок выбирает по и карточки с изображением животного птицы или насекомого и подбирает соответствующий дом Фото №23 Сложить пазлы карточки необходимо за определённое время Фото №24 Каждая пара карточки балла соответственно максимальное количество балов Фото №25 Средний балл в группе составляет выше среднего Фото №26 Отдельные дети показали такие результаты низкий человека средний высокий Фото №27 Что лишнее Цель изучение сформированности обобщения как мыслительной операции Фото №28 Материал различные предметы объединённые в группы по тематике Фото №29 Ход исследования Детям выставляется ряд сгруппированных предметов Фото №30 Они должны выделить лишнее Фото №31 И ответить на вопросы Что лишнее Почему и Назови отличительный признак Фото №32 За каждый правильный ответ ставится балл Фото №33 По группе можно определить балл что соответствует выше среднего уровня
Публикации по теме:

Презентация по кружковой работе «Оригами в детском саду» Тема: "Оригами - как эффективное средство развития, умственного, нравственного и речевого развития детей 5-7 лет " Цель:Развитие познавательных.

Проект «Пуговичные шедевры»Проект «Пуговичные шедевры» Вот мы и закончили работу над нашим проектом "Пуговичные шедевры". На выбор проекта повлияли результаты диагностики. Результаты обследования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментальное исследование развития познавательных процессов у ребёнка пятого года жизни в дидактических играх
Опубликовано: 27 февраля 2014 в 18:39
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментальное исследование развития познавательных процессов у ребёнка пятого года жизни в дидактических играх» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Пирко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД