Татьяна Мельникова
Развитие познавательных процессов у дошкольников. Мышление
▼ Скачать + Заказать документы
Взросление ребенка сопровождается любопытствующими вопросами. Чтобы самостоятельно ответить на них ребенок должен обратиться к процессу мышления. С помощью мышления мы получаем знания, которые не могут дать органы чувств. Результатом мышления является мысль, выраженная в слове. Детское мышление проходит этапы в своем развитии.
Публикация «Развитие познавательных процессов у дошкольников, Мышление» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Первым средством решения задач для маленького ребенка является действие практическое. То есть - задача решается руками (практическим действием). Подобное мышление получило название – наглядно-действенное. «Мышление руками» не исчезает по мере взросления, а остается в резерве даже у взрослых, когда какую то новую задачу они не могут решить в уме и начинают действовать путем проб и ошибок.
На развитие наглядно действенного мышления дошкольников работают картинки-пазлы, детали конструктора «лего», разные модели кубика Рубика, головоломки из подвижно сцепленных колец, треугольников и другие фигуры.
К старшему дошкольному возрасту появляются задачи нового типа, где результат действия будет непрямым, а косвенным и для его достижения ребенку необходимо будет учитывать связи между двумя или несколькими явлениями, происходящими одновременно или последовательно. Например, такие задачи возникают в играх с механическими игрушками (если поместить шарик в определенном месте игрового поля и определенным образом дернуть за рычажок, то шарик окажется в нужном месте, в конструировании - от величины основания постройки зависит ее устойчивость и так далее.
При решении подобных задач с косвенным результатом дети 4-5 лет начинает переходить от внешних действий с предметами к действиям с образами этих предметов, совершаемых в уме. Так развивается наглядно- образное мышление которое опирается на образы: ребенку не обязательно брать предмет в руки, достаточно отчетливо представить его. В процессе наглядно образного мышления идет сравнение зрительных представлений, в следствии чего задача решается.
Возможность решения задач в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер. То есть в них отображаются не все особенности предмета, а только те, которые существенны для решения определенной задачи. То есть в сознании ребенка возникают схемы, модели. Особенно ярко модельно-образные формы мышления развиваются и проявляются в рисовании, конструировании и других видов продуктивной деятельности.
Так, детские рисунки в большинстве случаев представляет собой схему, в которой передаются связь основных частей изображенного предмета и отсутствуют его индивидуальные черты. Скажем, при срисовывание домика на рисунке изображается основании крыши, при этом расположение, форма окон, дверей, какие то детали интерьера не учитываются.
Например, с 5 лет ребенком может найти в помещении спрятанный предмет, пользуясь отметкой на плане, выбрать нужный предмет в разветвленной системе дорожек, основываясь на схеме типа географической карты.
Овладение моделями выводит на новый уровень способы получения детьми знаний. Если при словесного объяснении ребенок не всегда сможет понять, скажем, некоторые первичные математические действия, звуковой состав слова, то с опорой на модель он это сделать легко.
Образные формы обнаруживают свою ограниченность, когда перед ребенком возникают задачи, которые требует выделение таких свойств и отношений, которые нельзя наглядно представить. Такой тип задач описал знаменитый швейцарский психолог Ж. Пиаже и назвал их «задачи на сохранения количества вещества». (Например, ребенку предъявляются 2 одинаковых шарика из пластилина. Один из них на глазах ребенка превращается в лепешку. Ребенка спрашивают, где пластилина больше: в шарике или лепешке? Ребенок отвечает, что в лепешке).
При решении подобных задач ребенок не может независимых смотреть наглядно происходящие с объектом перемены (например, изменение площади) и остающиеся постоянным количество вещества. Ведь для этого требуется переход от суждений на основе образов к суждениям на основе словесных понятий.
Словесно-логическое мышление самое сложное, оно оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. В дошкольном возрасте можно говорить лишь о предпосылках развития этого вида мышления. Слово начинает использоваться как самостоятельное средство мышления по мере усвоения ребенком выработанных человеческих понятий - знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленных в словах.
Взрослые часто ошибаются, считая, что слова имеет для них и дошкольников один и тот же смысл. Для ребенка используемые слова, это слова- представления. Скажем, слово «цветок» может в сознании ребенка быть крепко связанным с образом конкретного цветка (например, розы, и предъявленный кактус в качестве цветка не рассматривается. К шести годам понятия детей становятся глубже, полнее, обобщеннее, в них включаются все более существенные черты предмета, явления. Чтобы слова превратились в понятия, требуется специально организовано обучение ребенка со стороны взрослого. Систематическое овладение понятиями начинается в процессе школьного обучения.
Хотя логическое мышление дает возможность решать более широкий круг задач, осваивать научные знания, не стоит торопиться сформировать дошкольника этот вид мышления как можно раньше. Сначала важно создать прочный фундамент в виде развитых образных форм. Для развития детского мышления очень важно, чтобы на ряду с формированием ядра стабильных знаний шел непрерывный рост и неопределенных, неясных знаний, которые являются мощным стимулом умственной активности деятей.
В ходе специального обучения важно формировать у дошкольников такие мыслительные операции, как сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификацию.
1) В этом помогут такие игры как «четвертый лишний».
2) Для развития анализа и синтеза упражнения «угадай по описанию»
3) Для развития анализа и сравнения упражнения «скажи что тебе нравится в этом предмете или явлении, а что – нет?» ( например: почему тебе нравится зима, а почему нет)
4) Для развития анализа и обобщения «назови одним обобщающим словом или словосочетанием предметы».
Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребенок. Это умственный труд. Труд сложный интересный. Кого то он может напрягать и пугать, а у кого то умственный труд связан с приятные эмоцией удивления.
Удивления, открывающего дверь в мир, который можно познать.