Татьяна Бичикова
Развитие познавательных процессов у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательных процессов у детей младшего дошкольного возраста.
. Консультация для педагогов
Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения.
Публикация «Развитие познавательных процессов у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.
Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности. Формирование обследовательских действий происходит в предметной деятельности. Для успешной ее организации была создана нестандартная предметно – развивающая среда Ведь мы все знаем, что песок самый доступный материал который можно использовать в своей работе с детьми.
Пескотерапия- очень гармоничный способ развить мелкую моторику, а значит, и улучшить речь и координацию движений. Поэтому не случайно терапия песком становится все более востребованной.
Играя с песком ребенок получает большое удовольствие- это стимулирует его к новым открытиям и познаниям
Реализация такого подхода к развитию восприятия детей раннего возраста позволяет стимулировать у них потребность познания окружающего мира. Они хорошо усваивают сенсорные эталоны (цвет, форма, величина, группируют, находят и называют предметы ближайшего окружения, соотносят предметы по выделенным признакам. Совместно с взрослыми выполняют некоторые обследовательские действия, используют их в самостоятельной деятельности. Проявляют интерес, любопытство, жизнерадостность.
Даже в играх с песком есть свои правила поредения, поощрения, запреты, которые осуществляются через игрушку-посредника (Зайчик, Песочная Фея,любой сказочный герой.)
Существуют определённые правила игры с песком \
Игры с песком:
1. Знакомство с песком
2. Волшебные секреты или откопай загадку
3. Домик для животных
4 Сад- огород
5. Чьи следы (закрепить геометрические фигуры, животных и тд)
6. Ловкие пальчики
Проблемные ситуации, которые дети помогают решать.
Например: маленький зайчонок потерялся, не может попасть к своей маме, а хитрая лиса почуяла, увидела заячьи следы. Как помочь маленькому зайчику? (дети предлагают разные варианты, либо мы их подталкиваем своими вопросами к этому.)
Очень хорошо на песке проходит инсценировка сказки. Как правило сказки выбираются по возрасту детей, но можно положить и лишних героев, чтобы дети могли придумать продолжение сказки, либо свою сказку.
Экспериментирование с песком.
1. Например :Проблема у медвежонка, ехал на велосипеде и потерял гаечку в песке которая открутилась от колеса, срочно надо наладить велосипед. Делаем предположения, как найти гайку (можно просеять песок или с помощью магнита).
Здесь же можно включить образовательную область Коммуникацию. Например заучивание стих. «Ехали медведи».
2. Экспериментирование (Социализация) игра «Печем печенье»; -Узнаем о свойствах сухого и влажного песка. Здесь же можем выучить стихи, песенку или прочитать сказку на данную тематику (Я пеку, пеку, пеку., Маша и медведь, с бабушкой своею тд.
3. Сильный ветер
4. В гости к мышке могут идти разны звери: пальчики, кулачки, ребро ладони, здесь же можно выучить стихотворение (по ровненькой дорожке)
5. .Постройка заборчика для домашних животных с помощью счетных палочек, узнать в каком песке лучше стоят палочки: в сухом или влажном. (пальчиковую гимнастику «Домашние животные).
Но песок мы применяем не только для игр, экспериментов, но еще и физического оздоровления детей, кроме массажных ковриков изготовлены мешочки с песком. Дети с удовольствием ходят по ним стимулируя различные точки на стопе тем самым выполняя профилактику не только плоскостопия но и орви.
Так как проект был разработан и реализован совместно с руководителем изостудии то она сейчас поделится своим опытом работы