Папки-передвижки

Развитие познавательной активности старших дошкольников в процессе использования кинезиологических упражнений (3 фото)

Екатерина Гришина
Развитие познавательной активности старших дошкольников в процессе использования кинезиологических упражнений
▼ Скачать + Заказать документы

Гришина Екатерина Андреевна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 75», Рязань

Чтобы лучше представить себе, что такое элементы кинезиологии, попробуйте выполнить простое упражнение «Ухо-нос». Правой рукой нужно взяться за левое ухо, а левой рукой за нос, поменять руки местами, можно усложнить и добавить хлопок.

То, что не совсем получается, взаимодействие двумя руками, кроется в очень простой науке, которая называется кинезиология. Кинезиология - это наука о развитии двух полушарий головного мозга через движение или двигательные упражнения.

Публикация «Развитие познавательной активности старших дошкольников в процессе использования кинезиологических упражнений» размещена в разделах

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон, мозолистым телом. Мозолистое тело находится между полушарий головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двух сот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Для характеристики типов высшей нервной деятельности И. П. Павлов ввел представление о трех типах: «мыслительном», «художественном» и «среднем». По определению Павлова, впечатления, ощущения и представления об окружающей внешней среде, как общеприродной, так и социальной (исключая слово, слышимое и видимое, — это первая сигнальная система, общая у людей с животными. Ее преобладание характерно для людей «художественного» типа. Слово (речь) лежит в основе второй сигнальной системы. Преобладание второй сигнальной системы характерно для «мыслительного» типа. Многочисленные данные о функциональной специализации полушарий головного мозга позволяют соотнести концепцию Павлова о двух сигнальных системах с особенностями работы полушарий и «распределением» ролей, которое существует в их совместной деятельности. Существует диагностика функциональной асимметрии полушарий, тест И. П. Павлова. Его легко можно найти на просторах всемирной паутины и узнать, к какому типу относитесь именно Вы.

Вообще, кинезиология имеет интересную историю своего происхождения, она очень древняя, ей еще увлекались Аристотель и Гиппократ. Впервые ее стали изучать в России и называлась она биомеханика человека. Автором направления «образовательная кинезиология» стал доктор психологических наук Пол Деннисон. Основная идея ее построения — это активизация деятельности двух полушарий головного мозга. Образовательная кинезиология в основном применяется в педагогических целях для улучшения обучения, в частности чтения, письма, математики, запоминания и пр. Она оказывает помощь, как детям, так и взрослым, в ситуациях, требующих ясного мышления или связанных с проблемными областями.

Задачи кинезиологических упражнений :

развитие межполушарного взаимодействия и связей;

синхронизация работы полушарий;

активизация работы мышц глаз;

развитие дыхательной мускулатуры и мелкой моторики;

развитие способностей;

развитие памяти, внимания, речи, мышления;

Что включают в себя комплексы упражнений?

Растяжки.

Дыхательные упражнения.

Глазодвигательные упражнения.

Телесные упражнения.

Тренировка артикуляционных и тонких движений пальцев.

Массаж.

Упражнения для релаксации.

Если посмотреть на современных детей, то мы замечаем, что у многих проблемы с речью, памятью, вниманием, физическими навыками. Как же добиться межполушарного взаимодействия? Межполушарное взаимодействие можно развивать при помощи специальных кинезиологических упражнений.

Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, происходит синхронизация работы полушарий. Они полезны, интересны, стимулируют интерес к выполнению и легко воспринимаются как детьми, так и взрослыми. Поэтому, их можно использовать как в работе с воспитанниками, так и с их родителями.

Наиболее известны, конечно, кинезиологические жесты. У каждого жеста есть свое название. Есть очень важное условие выполнения упражнений, сначала выполняются все действия правой рукой, затем все действия левой рукой и позже работа двумя руками, что помогает развивать оба полушария. Начинаем сначала учить с детьми (с родителями по такому же принципу) по два жеста и далее усложняем, добавляя три и более.

Очень полезны и интересны, а еще подходят для любого возраста игры в фасовку (например, переложить двумя руками одновременно (ложками) мелкие предметы, горох, фасоль и так далее). Можно найти два одинаковых предмета, в двух чашах с орбизами (изделия из гидрогеля круглой формы) или фасолью одновременно двумя руками, с закрытыми глазами.

Следующие упражнения можно выполнить с мячом, ведь он — это любимая игрушка каждого ребенка, несмотря на возраст. Важно во время упражнений следить глазами за мячом. Каждое упражнение делать около 1 минуты. Например, можно сжимать и разжимать мяч сначала правой рукой, затем левой и быстрее; кидать мяч об пол сначала правой рукой, затем левой и двумя руками; поработать в паре: повернуться друг к другу лицом, мячи находятся в правой руке, и перекладывать из своей правой руки в свою левую руку или перекладывать из правой руки в левую, затем напарнику и так далее, рисуя квадрат.

В своей работе часто используем игровые дорожки, по которым можно пройтись, выполняя действия, которые будут встречаться на пути. (Дорожка с ладошками и стопами, звоночки, позы тела на карточках). Такие упражнения хорошо помогают развивать координацию, ориентировку в своем теле (правое, левое)

Вместе с родителями придумали и сделали массу всевозможных карт, где, например, можно одновременно закрыть пальцами обеих рук две одинаковые цифры или нарисовать двумя руками, зеркально фломастерами или крышечками.

Развитие познавательной активности старших дошкольников в процессе использования кинезиологических упражнений
Фото №1 Гришина Екатерина Андреевна воспитатель МБДОУ Детский сад Рязань Чтобы лучше представить себе что такое элементы кинезиологии попробуйте выполнить простое упражнение Ухо нос Фото №2 Правой рукой нужно взяться за левое ухо а левой рукой за нос поменять руки местами можно усложнить и добавить хлопок

А для взрослых предлагаем увлекательную и успокаивающую релаксацию: крюки Денниссона. Нужно встать, скрестив ноги и руки, вытянуть их перед собой таким образом, чтобы ладошки встретились друг с другом, и переплетите пальцы в замок. Согнув локти, вывернуть кисти вовнутрь и прижать их к груди, чтобы локти оказались направленными вниз. Далее прижать язык к твердому небу за верхними зубами, поднять глаза вверх и удерживать взгляд в этом направлении. Подбородок при этом опущен. Уже через несколько минут выполнения этого упражнения Вы почувствуете спокойствие и прилив сил.

Список используемой литературы :

1. Шанина Г. Е Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М., 1999.

2. Сиротюк А. Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников : Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2008. – 60с

3. Сиротюк А. Л Обучение без стресса: психофизиологическая подготовка //Дошкольное воспитание. 2005. № 1.

4. Деннисон П., Деннисон Г. Программа «Гимнастика мозга». Пер. С. М. Масгутовой. – М., 1997.

Публикации по теме:

Развитие алгоритмического мышления у детей 6–7 лет в процессе использования робототехники в образовательной деятельностиРазвитие алгоритмического мышления у детей 6–7 лет в процессе использования робототехники в образовательной деятельности Консультация для родителей «Развитие алгоритмического мышления у детей 6-7 лет в процессе использования робототехники в образовательной.

Игры на развитие познавательной активности ребенка Игра «Плохо-хорошо» Играть лучше вдвоем. Предлагается любой предмет. Может быть игрушка, бытовой предмет и др. Нужно рассмотреть с разных.

Робототехника как одно из направлений познавательной активности старших дошкольников Робототехника, как одно из направлений познавательной активности старших дошкольников Инновационные процессы в системе образования требуют.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами»Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами» Творческая мастерская. Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами».

Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе использования дидактических пособийСенсорное развитие детей раннего возраста в процессе использования дидактических пособий Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через использование дидактических пособий. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Котята» Представляет.

Отчет по самообразованию «Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников» Цель моей работы по самообразованию : - продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность. развивать.

Фотоотчет о проекте «Региональный компонент как одно из условий развития познавательной активности старших дошкольников»Фотоотчет о проекте «Региональный компонент как одно из условий развития познавательной активности старших дошкольников» Одной из задач патриотического воспитания нашей образовательной программы является приобщение дошкольников к традициям родного края путём.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском садуРазвитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду в зимний период.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности старших дошкольников в процессе использования кинезиологических упражнений
Опубликовано: 18 октября 2023 в 12:39
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной активности старших дошкольников в процессе использования кинезиологических упражнений» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Гришина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД