Марина Тарасенко
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ-педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития познавательной активности во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. Использование современных образовательных технологий является необходимым условием эффективности обучения.
Анализируя выше сказанное, можно сделать вывод о том, что нужно помочь ребенку в переходе от нерефлексивного к осознанному овладению последовательностью умственных операций, составляющих мыслительный процесс. Внимание педагога должно быть акцентировано не столько на необходимости получения ребенком правильного ответа, сколько на понимании того, каким образом его получить. Одним из таких результативных способов формирования познавательной активности детей в своей практике выделила использование в образовательном процессе приемов ТРИЗ – технологий.
Публикация «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ-педагогики» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Основная задача системы образования и внедряемых в настоящее время ФГОС, имеют общую цель с ТРИЗ - технологией – развитие личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, научить детей учиться и самостоятельно добывать знания. Именно поэтому эта технология позволяет максимально раскрыть возможности познавательной активности дошкольников.
Идеями ТРИЗ-педагогики я заинтересовалась несколько лет назад и стала использовать методы и приёмы ТРИЗ в своей работе. Дети с большим желанием включились в предлагаемые игры и творческие задания.
Существует около 70 различных методов и приемов ТРИЗ : например, метод противоречий, метод синектики, метод фокальных объектов. Как видите, у них очень серьёзные, взрослые названия. Однако на практике эти методы реализуются в очень простых, доступных играх и заданиях.
Авторы ТРИЗ предлагают для использования в дошкольных учреждениях интересное пособие, которое можно сделать своими руками. Уважаемые коллеги, я хотела бы представить на мой взгляд один из действенных и результативных методов в работе с дошкольниками – метод использования кругов Луллия.
Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры в, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Методика построена на изобретении Раймонда Луллия (14 в., Италия) и получила название «Круги Луллия». В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи и интеллектуально-творческих способностей детей. у детей. «Круги Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи
На стержень нанизывается 2 круга разного диаметра. Сверху устанавливают Указатель ограничитель или стрелку. Все круги разделяют на одинаковое число секторов (для детей раннего возраста круг делят на 4 сектора). На них располагают картинки (рисунки, предметы окружающего мира). Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты.
Основная цель: развитие внимания, навыков устной речи, мелкой моторики рук, воображения. Освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.
Пособие позволяет решать задачи:
- развивать познавательную активность; мелкую моторику и координацию движений рук.
-формировать элементарные математические представления;
-совершенствовать грамматический строй речи;
- развивать внимание детей;
- развивать навыки воображения;
Пособие можно использование: в совместной и самостоятельной деятельности детей по различным образовательным областям.
Чаще всего используется четыре типа заданий:
• 1 тип: найди реальное сочетание. При объединении картинок под стрелкой формируется реальная картина мира. Составляются предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делаются выводы.
Например: Котенок – хвост. У котенка есть хвост и это его часть. У него есть еще части: голова, туловище, ноги. Телевизор - антенна. Антенна – это часть телевизора. Частью телевизора являются кнопки, экран, ножки и т. д. Вывод: у любого объекта есть часть.
• 2 тип: объясни необычное сочетание. При раскручивании кругов рассматривается случайное соединение объектов и как можно более достоверно объясняется необычность их взаимодействия.
• 3 тип: придумай фантастическую историю или сказку. При раскручивании кругов рассматривается случайное совпадение объектов, которое служит основой для фантазирования.
• 4 тип: реши проблему. В фантастических сказках с героями происходят разные истории, необходимо формулировать проблемы, предлагается выдвигать идеи по их решению.
Нельзя не отметить универсальность игрового пособия «Кольца Луллия», используя лишь несколько кругов, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре.
Таким образом, процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас. Миру нужен самостоятельный человек. Уже в дошкольном возрасте ребенка нужно научить ориентироваться в быстро меняющемся мире, строить отношения с другими людьми в рамках цивилизованного диалога, принимать самостоятельные решения. Частью процесса социализации является воспитание и обучение. Поэтому успешная социализация должна быть основной педагогической идеей. Успешная реализация этой идеи может осуществляться только одним способом - созданием для детей условий свободы, творчества, уважения каждого и совместное взаимодействие с миром, человечеством, с самим собой.