Лучший педагог года

Развитие познавательного интереса у детей на занятиях по окружающему миру

Позднякова Анна Анатольевна
Развитие познавательного интереса у детей на занятиях по окружающему миру

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО "ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ"

Говорченко А. А

МАДОУ «Детский сад «Белочка» села Новая Таволжанка Шебекинского района Белгородской области» В. А Черниченко

Аннотация. В статье дается характеристика понятия «познавательный интерес»; описывается методика развития познавательного интереса у дошкольников на занятиях «окружающего мира». Предлагаются методические рекомендации и технологии реализации данной методики.

Публикация «Развитие познавательного интереса у детей на занятиях по окружающему миру» размещена в разделах

Всем известно, что ФГОС НОО перед учителем или воспитателем ставит цели, одна из которых ориентирована на развитие личности школьника, его творческие способности, интерес к учению, формирование желания и умения учиться. Но многие дети со временем могут потерять интерес, а он в свою очередь выступает ведущим фактором построения учебного процесса. Еще на заре развития педагогики ведущие ученые признавали необходимость интереса для эффективности обучения в целом. Именно поэтому на протяжении всего обучения надо развивать познавательный интерес у дошкольников.

Познавательный интерес – это особая значимая область общего феномена «интерес». Сферу познавательного интереса включает процессы приобретения дошкольником знания, овладения знаниями, а также процесс учения в целом, которые дает возможность приобретения необходимых способов познания и определяет постоянное поступательное движение вверх воспитывающегося. Именно благодаря познавательному интересу ребенок должен овладевать знаниями, представленными в дошкольных занятиях. Именно познавательный интерес играет ведущую роль в формировании личности, так как познавательная деятельность способна активизировать психические процессы личности, приносить ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, а также содействовать эмоциональному подъему.

Для эффективного развития познавательного интереса, используются следующие методы: наглядные, практические, объяснительно иллюстративные, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично поисковый метод и исследовательский метод [2, с. 209].

Для того что бы развивать познавательный интерес у дошкольников на уроках окружающего мира, необходимо использовать дидактическую игру. Ведь ее роль в начальном звене еще достаточно высока, но уже трансформируется как содержание, так и направленность самой игры. Однако необходимо помнить, что игра и учение выступают двумя разными видами деятельности, различия между этими двумя понятиями фиксируются на качественном уровне. Переходными формами в данной ситуации могут выступать дидактические игры, которые специально создаются для процесса обучения.

Дидактические игры, а также игровые приемы обучения позволяют реализовать важную цель: за счет внедрения в учебный процесс значительно облегчается переход к учебным занятиям, он становится постепенным и легким для усвоения ребенком. А если ребенку все понятно и доступно у него начинает проявляться познавательный интерес.

Дидактическая игра реализует ряд функций:

- позволяет формировать устойчивый интерес к учению, а также снимать напряжение в учебном процессе;

- формирует определенные психические новообразования и собственно-учебную деятельность;

- формирует учебную самостоятельность, самоконтроль и самооценку;

- формирует адекватные взаимоотношения и социальные роли.

Структура дидактических игр представлена:

1) дидактической задачей, где определяются цели обучения;

2) игровой задачей, при которой определяются игровые действия;

3) игровыми действия, где решаются познавательные, а также игровые задачи;

4) правилами игры, включающими комплекс учебных норм и нравственных требований к выполнению задания;

5) результатом игры, когда подводятся основные итоги.

По дидактическому материалу обучающие игры делятся на [1, с. 23] : словесные, настольно-печатные, с предметами и игрушками, с картинками, компьютерные дидактические игры.

На занятиях окружающего мира лучше всего использовать словесно - предметные и настольно-печатные дидактические игры для развития познавательного интереса.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как здесь требуется использование приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах.

Словесные игры помогут активизировать познавательный интерес детей. Несомненно, повысится активизация процесса мышления, а сложности, связанные с умственной работой, легко будут преодолеваться у детей.

Примером словесных игр может быть игра «Узнай, кто это», которую можно провести на первых уроках знакомства с воспитателем и друг с другом.

Цель игры: развивать умение детей составлять характеристику сверстника, выделять особенности его внешнего вида и характера.

Ведущий (ребенок или воспитатель) описывает кого-то из воспитанников, а остальные все отгадывают, кто это. Например: «У нас в группе есть девочка с кудрявыми волосами, которая очень любит смеяться».

Другим примером может послужить дидактическая игра «Домашние и дикие животные».

Дидактическая задача: знать признаки деления животных на домашних и диких, знать отдельных представителей обеих групп.

Игровые действия: Воспитатель показывает изображение животного, а ребенок говорит, к какой группе оно относится. Для усложнения игры можно использовать загадки. Например: «Посреди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла». (Корова) и т. д

Настольно-печатные игры - это целенаправленные, ограниченные правилами игровые действия со специально изготовленным художественно - оформленным игровым материалом.

Такие игры бывают с парными картинками, с фишками, со звуковыми схемами слов, также всегда относится лото, домино и прочее. Рассмотрим некоторые из них:

а) подбор картинок по парам: самое простое задание в такой игре - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых; потом задания могут усложняться: воспитанник объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу;

б) подбор (классификация) картинок по общему признаку: здесь требуется обобщение, установление связи между предметами (картинками);

в) запоминание состава, количества и расположения картинок: этот вид игр направлен развитие памяти, запоминание и припоминание; на закрепление знаний о количественном и порядковом счете; на установление пространственных отношений (справа, слева, вверху и т. д.); на развитие речи дошкольников;

г) составление разрезных картинок: задача этого вида игры - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет; усложнением в этих играх может быть увеличение качества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинок;

д) описание, рассказ по картинке с показом действий, движений: в таких играх учитель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество; в этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Это не все дидактические игры, которые можно использовать на занятии окружающего мира, можно так же применять в обучении следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.

Руководство дидактическими играми осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ

В подготовку к дидактической игре входит:

1) отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения;

2) установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

3) определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;

4) выбор места для игры;

5) определение количества играющих;

6) подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;

7) подготовка к игре самого педагога;

8) подготовка к игре детей.

Проведение дидактических игр включает:

1) ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре;

2) объяснение правил и хода игры;

3) показ игровых действий;

4) определение роли педагога в игре;

5) подведение итогов игры.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

В результате работы с дидактической игрой у ребенка проявляется интерес - стремление к познанию предмета, овладению той или иной деятельностью, основывающийся на любопытстве и любознательности; любопытство - стремление, страсть узнать в подробностях что-нибудь новое, вновь появившееся, услышанное; любознательность - желание познавать закономерности окружающего мира, что в свою очередь дает возможность развитию познавательного мышления - способность исследовать мир и систематизировать подход к его изучению Роль данных показателей в развитии познавательного мышления заключается в том, что именно они стимулируют ребенка к познанию того, что скрыто от глаз.

Целенаправленно применяя дидактические игры в учебном процессе, педагог повышает мотивацию обучения дошкольников. Дети с удовольствием идут в детский сад, так как учебный процесс для них становится окрашенным положительными эмоциями. За счёт дидактических игр происходит повышение эффективности развития речи ребенка, а его познавательный интерес к обучению растёт от занятия к занятию.

Литература

1. Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе / И. С. Гринченко – М., 2012.- 254с.

2. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании/ Антология гуманной педагогики. Ушинский. - М. : Карапуз, 1998 г. - 218 с.

Публикации по теме:

Развитие познавательного интереса к многообразию окружающего мира через речевое общение на «языке соседа»Развитие познавательного интереса к многообразию окружающего мира через речевое общение на «языке соседа» «Учите ребенка каким – ни будь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Конспект занятия по окружающему миру «Домашние питомцы» для детей 4–5 летКонспект занятия по окружающему миру «Домашние питомцы» для детей 4–5 лет Ко Дню домашних птиц на МААМ. Тема: «Домашние птицы» для детей 4-5 лет Цели: познакомить с названиями домашних птиц, их детенышами; упражнять.

Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса ребёнка к вопросу финансовой грамотности» Целью обучения детей финансовой грамотности является: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, создание необходимой мотивации.

Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста»Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста» Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного.

Мастер-класс «Вода. Мыльные пузыри». Развитие познавательного интереса дошкольников посредством экспериментальной деятельности " Развитие познавательного интереса дошкольников посредством организации экспериментальной деятельности I. Вводная часть Актуальность.

Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:.

Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет»Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет» Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с.

Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краемФормирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем .

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Конспект занятия по окружающему миру «Знакомство детей с гиацинтом»Конспект занятия по окружающему миру «Знакомство детей с гиацинтом» Программные задачи: Развивать представления детей о жизни растения, его размножении, строении. Учить устанавливать влажность почвы, пригодную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательного интереса у детей на занятиях по окружающему миру
Опубликовано: 25 августа 2020 в 10:10
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД