Позднякова Анна Анатольевна
Развитие познавательного интереса у детей на занятиях по окружающему миру
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО "ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ"
Говорченко А. А
МАДОУ «Детский сад «Белочка» села Новая Таволжанка Шебекинского района Белгородской области» В. А Черниченко
Аннотация. В статье дается характеристика понятия «познавательный интерес»; описывается методика развития познавательного интереса у дошкольников на занятиях «окружающего мира». Предлагаются методические рекомендации и технологии реализации данной методики.
Публикация «Развитие познавательного интереса у детей на занятиях по окружающему миру» размещена в разделах
Всем известно, что ФГОС НОО перед учителем или воспитателем ставит цели, одна из которых ориентирована на развитие личности школьника, его творческие способности, интерес к учению, формирование желания и умения учиться. Но многие дети со временем могут потерять интерес, а он в свою очередь выступает ведущим фактором построения учебного процесса. Еще на заре развития педагогики ведущие ученые признавали необходимость интереса для эффективности обучения в целом. Именно поэтому на протяжении всего обучения надо развивать познавательный интерес у дошкольников.
Познавательный интерес – это особая значимая область общего феномена «интерес». Сферу познавательного интереса включает процессы приобретения дошкольником знания, овладения знаниями, а также процесс учения в целом, которые дает возможность приобретения необходимых способов познания и определяет постоянное поступательное движение вверх воспитывающегося. Именно благодаря познавательному интересу ребенок должен овладевать знаниями, представленными в дошкольных занятиях. Именно познавательный интерес играет ведущую роль в формировании личности, так как познавательная деятельность способна активизировать психические процессы личности, приносить ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, а также содействовать эмоциональному подъему.
Для эффективного развития познавательного интереса, используются следующие методы: наглядные, практические, объяснительно иллюстративные, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично поисковый метод и исследовательский метод [2, с. 209].
Для того что бы развивать познавательный интерес у дошкольников на уроках окружающего мира, необходимо использовать дидактическую игру. Ведь ее роль в начальном звене еще достаточно высока, но уже трансформируется как содержание, так и направленность самой игры. Однако необходимо помнить, что игра и учение выступают двумя разными видами деятельности, различия между этими двумя понятиями фиксируются на качественном уровне. Переходными формами в данной ситуации могут выступать дидактические игры, которые специально создаются для процесса обучения.
Дидактические игры, а также игровые приемы обучения позволяют реализовать важную цель: за счет внедрения в учебный процесс значительно облегчается переход к учебным занятиям, он становится постепенным и легким для усвоения ребенком. А если ребенку все понятно и доступно у него начинает проявляться познавательный интерес.
Дидактическая игра реализует ряд функций:
- позволяет формировать устойчивый интерес к учению, а также снимать напряжение в учебном процессе;
- формирует определенные психические новообразования и собственно-учебную деятельность;
- формирует учебную самостоятельность, самоконтроль и самооценку;
- формирует адекватные взаимоотношения и социальные роли.
Структура дидактических игр представлена:
1) дидактической задачей, где определяются цели обучения;
2) игровой задачей, при которой определяются игровые действия;
3) игровыми действия, где решаются познавательные, а также игровые задачи;
4) правилами игры, включающими комплекс учебных норм и нравственных требований к выполнению задания;
5) результатом игры, когда подводятся основные итоги.
По дидактическому материалу обучающие игры делятся на [1, с. 23] : словесные, настольно-печатные, с предметами и игрушками, с картинками, компьютерные дидактические игры.
На занятиях окружающего мира лучше всего использовать словесно - предметные и настольно-печатные дидактические игры для развития познавательного интереса.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как здесь требуется использование приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах.
Словесные игры помогут активизировать познавательный интерес детей. Несомненно, повысится активизация процесса мышления, а сложности, связанные с умственной работой, легко будут преодолеваться у детей.
Примером словесных игр может быть игра «Узнай, кто это», которую можно провести на первых уроках знакомства с воспитателем и друг с другом.
Цель игры: развивать умение детей составлять характеристику сверстника, выделять особенности его внешнего вида и характера.
Ведущий (ребенок или воспитатель) описывает кого-то из воспитанников, а остальные все отгадывают, кто это. Например: «У нас в группе есть девочка с кудрявыми волосами, которая очень любит смеяться».
Другим примером может послужить дидактическая игра «Домашние и дикие животные».
Дидактическая задача: знать признаки деления животных на домашних и диких, знать отдельных представителей обеих групп.
Игровые действия: Воспитатель показывает изображение животного, а ребенок говорит, к какой группе оно относится. Для усложнения игры можно использовать загадки. Например: «Посреди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла». (Корова) и т. д
Настольно-печатные игры - это целенаправленные, ограниченные правилами игровые действия со специально изготовленным художественно - оформленным игровым материалом.
Такие игры бывают с парными картинками, с фишками, со звуковыми схемами слов, также всегда относится лото, домино и прочее. Рассмотрим некоторые из них:
а) подбор картинок по парам: самое простое задание в такой игре - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых; потом задания могут усложняться: воспитанник объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу;
б) подбор (классификация) картинок по общему признаку: здесь требуется обобщение, установление связи между предметами (картинками);
в) запоминание состава, количества и расположения картинок: этот вид игр направлен развитие памяти, запоминание и припоминание; на закрепление знаний о количественном и порядковом счете; на установление пространственных отношений (справа, слева, вверху и т. д.); на развитие речи дошкольников;
г) составление разрезных картинок: задача этого вида игры - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет; усложнением в этих играх может быть увеличение качества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинок;
д) описание, рассказ по картинке с показом действий, движений: в таких играх учитель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество; в этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.
Это не все дидактические игры, которые можно использовать на занятии окружающего мира, можно так же применять в обучении следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.
Руководство дидактическими играми осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ
В подготовку к дидактической игре входит:
1) отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения;
2) установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
3) определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;
4) выбор места для игры;
5) определение количества играющих;
6) подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;
7) подготовка к игре самого педагога;
8) подготовка к игре детей.
Проведение дидактических игр включает:
1) ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре;
2) объяснение правил и хода игры;
3) показ игровых действий;
4) определение роли педагога в игре;
5) подведение итогов игры.
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.
В результате работы с дидактической игрой у ребенка проявляется интерес - стремление к познанию предмета, овладению той или иной деятельностью, основывающийся на любопытстве и любознательности; любопытство - стремление, страсть узнать в подробностях что-нибудь новое, вновь появившееся, услышанное; любознательность - желание познавать закономерности окружающего мира, что в свою очередь дает возможность развитию познавательного мышления - способность исследовать мир и систематизировать подход к его изучению Роль данных показателей в развитии познавательного мышления заключается в том, что именно они стимулируют ребенка к познанию того, что скрыто от глаз.
Целенаправленно применяя дидактические игры в учебном процессе, педагог повышает мотивацию обучения дошкольников. Дети с удовольствием идут в детский сад, так как учебный процесс для них становится окрашенным положительными эмоциями. За счёт дидактических игр происходит повышение эффективности развития речи ребенка, а его познавательный интерес к обучению растёт от занятия к занятию.
Литература
1. Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе / И. С. Гринченко – М., 2012.- 254с.
2. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании/ Антология гуманной педагогики. Ушинский. - М. : Карапуз, 1998 г. - 218 с.