Ольга Ткацкая
Развитие познавательного интереса и исследовательской активности детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Публикация «Развитие познавательного интереса и исследовательской активности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Усваивается все прочно и надолго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, она предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Познавая мир, ребёнок делает множество открытий. Экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников. Любой ребенок вовлечен в нее постоянно: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой и снегом.
В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов. У ребенка постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и поляризации. Он воспроизводит в речи все увиденное, формулирует обнаруженные закономерности, делает выводы. Поэтому важно включать экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей.
Лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей : «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую.
В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения, они безопасны, используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
Цель экспериментальной работы — развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования; развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать.
На первом этапе стоит задача обогащения предметно - пространственной среды для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности детей. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекали родителей к активной помощи.
Опытно-экспериментальная деятельность может проходить по темам:
"Можно ли пить талую воду" - показать детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды. "Хитрые семена" - познакомить со способами проращивания семян. "Ходит капелька по кругу" - дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе. "Узнай все о себе, воздушный шарик" - знакомить детей с качествами и свойствами резины; учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его исследования. "В мире стекла" - помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое). "В мире пластмассы" - знакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная). "Дерево умеет плавать" - расширять представление о дереве, его качествах и свойствах; учить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования. "Волшебная вода" - расширять знания детей о свойствах воды (жидкость не имеет формы, запаха, вкуса, прозрачная. Лед - это вода, пар - это вода). "Ткань и ее свойства" - познакомить с видами ткани (ситец, лен, драп, атлас - впитывающие влагу, кожа, болонья - не впитывающие влагу). "Воздух невидимка" - дать представление о том, что воздух есть вокруг и внутри нас, обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха, прозрачный, бесцветный. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму».
Мне бы хотелось, чтобы вы следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недостаточное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что узнал».