Калинина Галина Сергеевна
Развитие понимания речи и активизация словаря детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающими, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием своей самостоятельности. Дети пытаются действовать как взрослые, но они по – прежнему нуждаются в оценке своей деятельности старшими. Малыши внимательно слушают объяснения взрослых и сами начинают часто обращаться к ним с вопросами. («Что это?», «Как?», «Зачем?», «Где?») Дети получают новые впечатления, что является необходимым условием их психического развития.
Публикация «Развитие понимания речи и активизация словаря детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Частое обращение ко взрослым и сверстникам способствует пониманию и развитию речи детей. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.
У ребенка меняются отношения между пониманием и активной речью. Активная речь становится неразрывно связанной со всей деятельностью малыша (и выполняет функцию воспроизведения, об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно. постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Темпы овладения детьми речью неодинаковы: у одних детей наблюдается недостаточно отчетливое произнесение слов, неправильное произнесение многих звуков, замена сложных для произношения звуков более простыми, у других наблюдается явная задержка речевого развития, а некоторые дети вообще практически не говорят.
У детей раннего возраста внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес; поведение ситуативное и почти всегда складывается из импульсивных поступков; преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление. Следовательно, активизировать речь детей будет гораздо легче через хорошо обогащенную предметно – развивающую среду, т. к. она вызывает большой интерес у детей ведет к увеличению речевой активности детей.
Активизация словаря осуществляется практически во всех видах детской деятельности: бытовой, игровой, учебной.
Очень важно индивидуальное общение с ребенком. Индивидуально адресованная речь привлекает большее внимание ребенка, повышает эмоциональное значение слова и способствует его активной речевой реакции. Поэтому даже при проведении групповых занятий и игр следует по возможности чаще обращаться к каждому в отдельности.
Часто у детей 2-3-х лет возникает желание обратиться не только к взрослому, но и к сверстнику. И в этом нужно обязательно помочь малышу, давая указания: «Пригласи Федю поиграть вместе», «Помоги найти Вике белочку», «Попроси у Маши колясочку», и т. п. Любые попытки малыша вступить в общение должны поощряться, не оставаться без внимания. Таким образом, активизируется словарь, ребенок овладевает словами просьбы, благодарности, учится строить фразовую речь.
Дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии
навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, прима пищи и т. д. Для развития активной речи ребнка необходимо сопровождать действия ребнка словами и побуждать его к проговариванию («Водичка, водичка, умой моё личико и т. д.)
В результате целенаправленной и систематической работы по активизации словаря будут положительные результаты по данной теме. Дети к концу года будут легко понимали речь, отвечать на вопросы воспитателя, самостоятельно договаривали тексты игр, потешек, сказок, охотно вступать в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми.