Елена Рагимова
Консультация «Развитие памяти и внимания ребёнка с помощью актерского тренинга»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческая лаборатория.
Тема: Развитие памяти и внимания ребёнка с помощью актерского тренинга.
Педагог дополнительного образования Рагимова Е. В.
Цели и задачи творческой лаборатории:
Цель: ознакомление специалистов (педагогов) с системой приемов, упражнений актерского тренинга, обеспечивающих эффективное развитие памяти и внимания детей (запоминание, сохранение и воспроизведение информации)
Публикация «Консультация „Развитие памяти и внимания ребёнка с помощью актерского тренинга“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Память. Развитие памяти у детей
- ПДД. Консультации для родителей
- Развитие памяти. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Задачи:
1. передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, приём, в упражнений по развитию памяти и внимания.
2. рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
3. Оказание помощи педагогам в овладении приёмов актерского тренинга для успешного развития памяти и внимания учащихся.
Технология мастер- класса:
1. Презентация «Развитие памяти».
Практическая значимость: данная творческая мастерская может быть интересна педагогам в работе по развитию памяти и внимания детей.
Прогнозируемый результат творческой лаборатории: получение педагогами представления о методике работы театрального объединения по развитию памяти и внимания учащихся, а так же возможности практического применения знаний в повседневной работе.
Этапы проведения мастер – класса.
1. Организационный момент, сообщение темы творческой лаборатории.
2. Актуальность проблемы развития памяти и внимания учащихся.
3. Технология овладения приёмов актерского тренинга для успешного развития памяти и внимания учащихся (теоретический материал с использованием электронной презентации).
4. Работа в группе – выполнение упражнений тренинга педагогами.
5. Показ упражнений аутотренинга учащимися объединения.
6. Показ сказки «Про Тошку», как демонстрация результатов работы по развитию памяти и внимания учащихся младшей группы объединения «Прометей»
7. Подведение итогов творческой мастерской, рефлексия.
Ход мастер-класса.
1. Организационный момент, сообщение темы мастер - класса
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на проведении творческой лаборатории, тема которой «Развитие памяти и внимания ребёнка с помощью актерского тренинга».
И сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать актерский тренинг, который поможет развить память.
Педагогическое искусство часто называют театром одного актера. Поэтому для педагога важно знать принципы (внимание) театрального действия и его законы. Можно сказать, что педагогический процесс состоит из двух фаз: воспитательного замысла и процесса его реализации. И на том, и на другом этапе важную роль играют именно театрально-выразительные способности педагога.
Каждый конкретный урок - это своеобразная педагогическая пьеса, в которой преподаватель выступает как:
- автор сценария (выстраивает драматургию отношений,
- режиссер (управляет отношениями и определяет место каждого участника действия в воспитательном процессе,
- актер (сам играет свою роль на основе точного научно-педагогического замысла,
- импровизатор (учитывает новые реально возникающие педагогические ситуации).
Не меньшим актером в этой жизни приходится быть и ребенку, который каждую минуту вытаскивая из запасников памяти подходящие знания, ищет способы решения сиюминутных жизненных задач. А пополнять кладовые памяти всегда полезно и важно, для личного развития и достижения благополучия в жизни.
Все это может быть достигнуто с помощью актерского тренинга, который часто в последнее время стал применяться в современных педагогических методиках и технологиях. То, о чем много лет назад говорил Станиславский, оказалось применимым и в других областях обучения и развития.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формированию выразительности речи, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она также является источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, памяти и внимания.
Что же такое память? Память есть у всех живых существ. У животных есть генетическая память (хранится в генотипе и передается по наследству) и механическая (основанная на повторении действий).
Память - это сложный процесс запоминания, воспроизведения и хранения информации, который продолжается в течение всей жизни человека.
Развитие памяти и внимания очень важно для каждого человека. И не важно, является он актером или нет.
Но кроме развития памяти очень важно развитие мозга, той кладовой, в которой, хранятся наши знания.
Для начала нужно мозг насытить кислородом и дать ему заряд для работы и развития.
И ЭТО является одним из обязательных упражнений, которые выполняют актеры ежедневно перед работой. Попробуем их выполнить и мы.
Упражнения на развитие мозга и насыщение его кислородом.
* Дыхательные:
- Глубоко вдохните через нос и выдохните медленно струю воздуха через рот.
-Закройте глаза и широко зевните
-Одновременно массируйте напряженные зоны в области нижней и верхней челюсти
Зевок должен быть долгим и звучным. Повторите упражнение 3-6 раз
* Массаж ушей
* Руки: «Замок», «Пальчики»
*Теперь вспомним упражнения из уроков физкультуры, которые, как оказалось, помогают развить мозг и заставляют работать его синхронно:
Достаньте локтем правой руки до колена правой ноги, и локтем левой руки до колена левой ноги — повторите 12 раз
* Воображение:
-Представьте в своей голове розовый круг, потом, при помощи разворота, мысленно переделайте его в квадрат, треугольник, трапецию и ромб
-Проговорите алфавит, придумывая к каждой букве слово, например, «А — арбуз»
Синхронизация мозга — разминка
*УПРАЖНЕНИЕ «СКОРАЯ ПОМОЩЬ» : На листе бумаги напишите буквы алфавита, а под ними Л, П или В. Буквы из верхних строк проговариваются вслух, а из нижних — выполняются руками (Л — левая рука поднимается вверх, П — правая рука поднимается вверх, В — обе руки поднимаются вверх). Сделать это все одновременно сложно, хотя кажется на первый взгляд просто.
А Б В Г Д
Л П П В Л
Е Ж З И К
В Л П В Л
Л М Н О П
Л П Л Л П
Р С Т У Ф
В П Л П В
Х Ц Ч Ш Я
Л В В П Л
А теперь самое главное - театральная игра, которая так необходима, как актеру, так и просто ребенку.
Именно во время игры, которую мы называем актерским тренингом и которую так любят дети, происходит усиленная работа по развитию памяти и внимания.
Почему мы говорим именно о памяти и внимании. Потому, что эти два понятия неразрывно связаны.
Двигательная память : Эта память, которая позволяет в процессе обучения двигательным упражнениям получать двигательную память.
Игры на развитие двигательной памяти :
*Игра «МУРАВЬИ»
Ход игры. По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь, все время заполнять свободное пространство. зменять движение
По определенным командам педагога переключать и изменять движение в пространстве.
*Игра «КОРОЛЬ» (вариант народной игры).
Ход игры.
Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные дети – работники распределяются на несколько групп (3-4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят к королю.
Работники. Здравствуй, король!
Король. Здравствуйте!
Работники. Нужны вам работники?
Король. А что вы умеете делать?
Работники. А ты отгадай!
Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т. п. Король должен отгадать профессию работников.
Упражнения на развитие чувств и эмоций детей, на развитие умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста :
• Сладкая конфета
• Горькое лекарство
• Кислый лимон
• Грязная бумажка.
Упражнения
1. Покажите, как вы сидите у телевизора (захватывающий фильм, за шахматной доской, на рыбалке (клюет).
2.«Смена настроения», когда дети меняют эмоции на лице. С помощью мимики выражают по заданию педагога горе, радость, боль, страх, обиду, удивление, любопытство, задумчиость,
Тактильная память.
Для развития ребенка очень важна тактильная память, то есть способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Дети с высокоразвитым тактильным восприятием реже испытывают трудности в школьном обучении.
Упражнением для тренировки этой памяти может стать игра «Узнай предмет» или
*«Волшебный мешочек».
Ребенку завязывают глаза, и по очереди он достает из мешочка или ему вкладывают в руку предметы. При этом их названия вслух не произносятся, ребенок сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что ребёнку требуется выполнять 2 мыслительные операции – узнавание и запоминание.
*Ткань на ощупь.
*Крупа на ощупь.
Слуховая память
Человек живет в мире звуков. Звук – это то, что мы слышим: голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса, гром во время грозы.
Предлагаю вам несколько упражнений для развития слуховой памяти.
Рисуем по памяти.
Задание: Прослушай рассказ и нарисуй рисунок, точно отражающий его
содержание.
*«СНЕГОВИКИ»
В воскресенье слепил я трех замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один получился большой, другой - поменьше, а третий - совсем крохотный. Руки первого и второго - снежные комки, а у третьего - из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков.
Прослушай стихотворение и по памяти нарисуй те предметы, о которых в нём говорится.
*«МАТРЕШКИ»
Матрешек будем рисовать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Всех больше первая матрешка:
Зеленый сарафан, кокошник.
За ней сестра - вторая,
В жёлтом платье выступает.
Третья меньше второй:
Сарафанчик голубой.
У четвертой матрешки
Рост поменьше немножко,
Сарафанчик синий,
Яркий и красивый.
Пятая матрешка -
В красненькой одежке.
Всех запомнить постарайся,
За рисунок принимайся!
Для лучшего запоминания можно прочитать стихотворение еще раз.
Отличным упражнением на развитие слуховой памяти ребенка является
игра с парами слов. Упражнение можно выполнять, начиная с дошкольного
возраста.
Итак, запишите себе на лист 10 пар слов, связанных между собой по смыслу, например,
стул - стол,
кошка - собака,
вилка тарелка. Теперь следует прочитать эти слова малышу 3 раза. Обязательно выделяйте пары слов с помощью интонации, не торопитесь. Через небольшой отрезок времени называйте ребенку первые слова из пары, в то время как он должен следом за каждым вашим словом повторять его пару. Таким образом, тренируется кратковременная память, а для развития долговременной - выполните то же упражнение спустя полчаса.
*Упражнение на развитие объема кратковременной слуховой памяти "Каскад слов", «Снежный ком», «Собираем чемодан»,
*«Наполняется мешок» Кто-то начинает игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий играющий повторяет и добавляет еще что-нибудь: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет фразу и добавляет что - то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту: "В саду у бабушки растут. " (Порядок тот же)
*Гуляем по лесу.
Предложите детям мысленно перенестись в лес. Скажите, что вы будете называть птиц, а они должны вспомнить тех, кого вы пропустили.
Вы называете: сорока, ворона, ласточка, дрозд, малиновка…
Затем попросите назвать всех птиц, которых они знают.
Если дети маленькие, для выполнения этого задания можно воспользоваться рисунками с изображениями птиц.
В заключение ребёнок вспоминает тех птиц, которые были названы в начале игры.
(так же можно путешествовать, вспоминая животных в зоопарке, рыб в море, цветы в саду и т. д)
Зрительная память
Зрение – важнейшее «орудие» познания окружающего мира
«Из всех органов чувств человека глаз всегда признавался наилучшим даром и чудеснейшим произведением творческой силы природы» – говорил крупнейший немецкий ученый Герман Гемгольц.
Наши глаза являются важнейшим орудием познания внешнего мира, так как основная часть информации об окружающем мире поступает в мозг именно через орган зрения.
Чтобы развить зрительную память и внимание, хорошо работать с картинками "Найди отличия".
«Прогулка в картинках».
* «Выбери слова»
Задание: среди буквенного текста имеются слова. Необходимо, как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть слова, содержащие 5 букв и более. Например: ФЭЛКСОЛНЦЕРМУДЕРАЙТЩКУНОВОСТЬВТФФАКТЦЕБЛЦЭКЗАМЕН
УКЪЕПРОКУРОРКАРТЕОРИЯДЛПБИЗНЕСТФКЩАМАРКЕТИНГПДАТА
ХРКДОЧИСЛОТЩЦОСЛЕДСТВИЕРБОУКЛАБОРАТОРИЯЦДБАРФУПЕН
ЫДЩФРЕМКЛЯКСАКРМУФЦНОСЛОВОНРЩЪАРДЕНЬГИЬКЦЩЪБСТУ
ЛФПАЛЬТОЩКРТДОВНИМАНИЕХИЩЬСТОЛПТХМУТАРЕЛКАЯСМУК
УСТРПКЩБФЩОБЩЕНИЕЯАОТРВЕТЕРБФРКЦКУРИЦАСЯПТУЦЩБФК
ВЦОНОСЯФТМКЦЛУБПОЛЕТКЦШЩПЕТУХТАКЛЬПЕСНЯЖКФШЯФЦ
КАЧЕЛИКЖДОМОБАНКДШЖЪТКОНЬДПЖКТОЧК АПФЦК
Оценивается количество найденных слов.
*Какой игрушки не хватает?
Цель: развить зрительную память и внимание детей.
Ход игры: поставьте перед ребенком на 15-20 секунд 5 игрушек. Затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну игрушку. Спросите ребенка: "Какой игрушки не хватает?"
игру можно усложнить.
- увеличив количество игрушек;
- ничего не убирая, только менять игрушки местами.
Игрушки для проведения игры могут быть следующие: заяц, попугай, медведь, крокодил, собака.
Игра будет восприниматься ребенком как новая, если брать другой набор игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.
*Что исчезло? На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.
*Повторюшки. Ведущий садится на стул, смотрит на часы, открывает книгу, зевает, снимает трубку телефона, потом, помедлив, кладет ее на место, закрывает книгу. Участник должен повторить которые в той же последовательности.
* Вспомнить все. Игроки в парах поворачиваются друг к другу спиной,
настраиваются на своего партнера и стараются максимально четко его себе представить. Теперь можно начинать игру. Ведущий объявляет, что сейчас придется вспоминать внешний облик человека, стоящего за вашей спиной. После этих слов никакие взгляды на партнера не допускаются.
Первое задание:
вспомнить, как зовут вашего партнера. (Задание выполняют по очереди абсолютно все участники).
Второе задание:
вспомнить, какого цвета глаза у партнера.
Третье задание:
ответить, какой длины брюки на партнере (вопрос должен звучать именно так, даже если в паре девочка в юбке).
Следующее задание:
сказать, какая обувь на ногах партнера. И т. д.
*Не забудешь что купить? Подготовить предметы которые будем использовать в качестве покупок- подойдут разные пакеты, бутылочки, игрушки, мячи могут быть яблоками, большой мяч - это арбуз, мелкие предметы домашнего обихода, можно слепить. Магазины могут быть разными: "Игрушки", "Хозтовары", "Продуктовый" и т. д. Посылаем ребёнка в "магазин" и просим купить необходимые покупки, начинать с нескольких, постепенно увеличивая. Ребёнок должен вернуться и показать, рассказать, что купил.
*Цепочка действий. Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: "Подойди к шкафу, посчитай книги на 2 полке, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола, открой на первой странице, сядь на стул подопри голову руками, посмотри в потолок, начни читать".
*Кукловод. "Кукловод" завязывает глаза игроку и "водит" его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д.
Затем игроку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.
*Кто где? Игроки становятся или садятся в круг, водящий — в центре. Он внимательно осматривает круг, стараясь запомнить, кто где стоит. Потом закрывает глаза и три раза поворачивается вокруг своей оси. За это время двое из игроков, стоящих через одного, меняются местами.
Задача водящего — указать тех, кто находится не на своем месте. Если он ошибается, то остается водящим, если угадывает — указанный игрок занимает его место.
*Развивающая игра "Пуговица"
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее. Эту же игру можно использовать в работе на развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.
*Игра "Подарки".
Одного из участников игры выбирают водящим.
- Мы слышали, что вы отправляетесь в путешествие, - говорят ему, - и побываете в разных городах? Водящий подтверждает это и спрашивает, не будет ли ему каких-либо поручений.
Да, поручений будет много. Все играющие поочередно обращаются к нему с личными просьбами.
- Будете в Костроме, - говорит один, - загляните к моей бабушке. Передайте ей привет. Если от нее будет посылочка, не откажите в любезности прихватить с собой.
- У меня дядя в Саратове, навестите его, - просит другой. - Он мне обещал что-то прислать, так уж будьте добры.
Каждый называет тот или иной город и своего родственника или приятеля, к которому просит зайти. По условиям игры города называются общеизвестные, и начальные буквы в их названиях должны быть разные.
Водящий - человек на редкость отзывчивый и, выслушав просьбы играющих, обещает все выполнить. Попрощавшись, он отправляется в свой далекий путь, то есть выходит из комнаты.
"Путешествие" водящего продолжаются не более 5 минут. Этого вполне достаточно, чтобы придумать, кому что привезти. Выбирая подарки, водящий руководствуется следующим правилом, нужно, чтобы название подарка начиналось с той же буквы, что и название города, откуда он привезен, а передать подарок нужно тому, кто этот город назвал. Так, например, назвавшему город Кострому можно привезти кошку или калоши и т. п., а племяннику от его дядюшки из Саратова - самовар, скажем, или свисток. Чем смешнее подарок, тем с большим удовольствием будет принят он играющими.
Главная забота водящего, таким образом, состоит в том, чтобы твердо запомнить, кто из играющих какой город назвал, а подарок ему придумать - это дело несложное.
"Путешествие" закончено. Все поздравляют водящего с благополучным возвращением. Начинается раздача подарков.
- Был у вашего дедушки, - обращается водящий к кому-либо из играющих, - Он прислал вам ошейник.
Если тот, кому предназначается этот подарок, называл Орел или Омск, то, следовательно, ошибки нет и подарок вручен правильно. Остается только поблагодарить любезного путешественника. Если же водящий ошибается, то играющий не примет у него подарка. Когда играет больше 5 человек, то одна ошибка в расчет не принимается. Но за две ошибки водящего штрафуют: он снова собирает поручения и вторично отправляется в свое "дальнее путешествие".
Рефлексия.
Эксперимент «БАНКА» : наполняемость шариками, камешками, песком, водой.
Я благодарю всех за участие. И в завершении хотелось бы остановиться на словах Блез Паскаля «Память человеку необходима для всех проявлений души».
Вы увидели наглядно, как можно тренировать память опираясь на упражнения актерского тренинга.
А в этих играх - тренингах неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребенок развивал в себе способность вспоминать, развивая память и получая от этого удовольствие.