Елена
Развитие основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Материал
для выступления на
VI Форуме работников дошкольного образования
«Дошкольное образование Мурманской области : стратегии развития и современные возможности».
Секция
«Здоровый детский сад : старт на успешное развитие ребёнка».
Тема выступления:
Публикация «Развитие основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
«Развитие основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания».
Сегодня в образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной.
Экологическая культура ребёнка — это его гуманное отношение к природе, к живым организмам, к природным материалам, и конечно - к своему здоровью. Интеграция физкультурной деятельности и экологического воспитания в нашем образовательном учреждении помогает решить не только проблему осмысления ценностей экологии, но и становления у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью. Основная идея опыта нашего детского сада - внедрение комплексов утренних гимнастик, подвижных игр, физкультурных праздников и досугов в соответствии с темой проходившей инновационной экологической деятельности в ДОУ.
Цель работы в данном направлении - развитие экологического сознания ребенка в образовательной области «Физическое развитие».
Основные формы работы : экогимнастики, физкультурно-экологические праздники и досуги, семейно – спортивный клуб «Спорт с пеленок – здоровый ребенок», серия акций «Здоровый образ жизни».
Экогимнастики
В настоящее время большое значение в формировании у ребят здорового образа жизни имеет, конечно же, физическая культура. Но все мы знаем, как тяжело заинтересовать ребенка простой, повторяющейся деятельностью. Любой педагог заметит, как счастливы дети, когда с ними организуют какую-либо новую форму работы. А радость ребенка – это не только положительные эмоции, это очередной «заряд» здоровья, ведь ничто так не улучшает состояние человека, как положительные эмоции. И поэтому мы задумались, почему бы не превратить традиционную утреннюю гимнастику во что-то необычное. И тогда мы решили при проведении утренней гимнастики использовать комплексы упражнений и подвижные игры с экологическим содержанием : «В зоопарке», «Осенняя зарядка», «Путешествие капельки», «Ребята и зверята» и т. д.
Экогимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, который развивает у детей интерес к элементарным знаниям экологического характера, являющихся исходным условием осознанно-правильного отношения дошкольников к природе.
Целью проведения экологических гимнастик является развитие у детей желания общаться с природой посредством осознанного выполнения физических упражнений.
Задачи:
- развивать у детей стойкий интерес к миру природы через совершенствование у детей двигательных умений и навыков, развитие двигательных качеств и способностей;
- формировать у детей познавательные действия, положительное отношение к окружающему миру и осознанное отношение к физическим упражнениям;
-воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природному окружению.
Семейно – спортивный клуб «Спорт с пеленок – здоровый ребенок»
Цель работы в данном направлении является обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания по формированию у детей здорового образа жизни.
Задачи:
- повысить ответственность родителей за здоровье детей;
- пропаганда здорового образа жизни;
- повысить знания о культуре здоровья воспитанников, педагогов и родителей;
- помочь родителям овладеть навыками самооздоровления : закаливание в домашних условиях, выполнять гимнастику дома;
- повысить активность родителей в организации семейного досуга, направленного на оздоровление и сохранение здоровья детей : семейные выходы на природу на лыжах, купание в водоемах в летний период времени;
- организация совместных мероприятий детей и родителей;
- формирование у детей ранней мотивации и устойчивого интереса к укреплению здоровья, физическому и спортивному совершенствованию.
Работа по реализации данного направления осуществляется совместно со спортивно-оздоровительным комплексом «Канск». Заседание спортивного клуба проводится 1 раз в месяц, тематика заседаний связана с экологической темой недели (месяца).
Направления работы:
-Просветительское.
Предоставить информацию для повышения психологической - педагогической культуры родителей и членов семьи детей в вопросах воспитания, физического развития и оздоровления детей.
- Практически - действенное.
Заинтересовать родителей выполнением общего интересного дела, способствовать проявлению способностей, создать условия для полноценного общения, желания обменяться мнением, опытом семейного воспитания.
Формы организации работы клубов:
- праздники и досуги;
- соревнования;
- совместные походы;
- мастер – классы;
Спортивные соревнования:
- «В поисках осенних сокровищ»,
- «Эколята спешат на помощь»,
- «В гостях у Лесовика» и т. д.
- «Письмо в природу» и т. д
Проводимые в МБДОУ ДС № 3 праздники и развлечения экологического содержания являются одной из наиболее эффективных форм работы, так как совмещают в себе большое разнообразие видов детской деятельности и имеют наибольшее воздействие на эмоциональную сферу наших воспитанников.
Цель таких праздников и досугов – посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, семье, к истории, культуре страны, созданной трудом родных и близких людей.
На доступном для детей уровне рассматриваются проблемы загрязнения рек, опасность городского мусора, загрязнения воды, воздуха, почв, проблемы экологии животных и растений. Это позволяет воспитывать гражданскую ответственность ребенка за то, что происходит рядом, в непосредственном его окружении. Примерами проводимых в нашем детском саду праздников и развлечений могут быть :
- «День Земли»;
- «День птиц»;
- экологический КВН;
- «Хороша ты зимушка – зима»;
- праздник «Осень золотая»;
- «Весенний праздник птиц»;
- «Животный мир нашей Родины»;
- «Витаминное шоу»;
- «Праздник русской березы»;
- «Загадки осеннего леса»;
- конкурс «Экологические сказки» и др.
На мастер-классах родители вместе с педагогами изготавливают атрибуты, костюмы экологической направленности для совместных мероприятий. Традиционными стали ежегодные совместные прогулки на лыжах с детьми и родителями «Волшебство сказочного леса», «В поисках Деда Мороза».
Акция «Здоровый образ жизни»
В ходе подготовки и проведения акции реализовывались следующие задачи:
- создавались условия, обеспечивающие охрану и укрепление здоровья детей;
- реализовывалась система мероприятий, направленная на формирование культурно-гигиенических навыков, на оздоровление и физическое развитие дошкольников, на мотивацию здорового образа жизни;
- осуществлялось педагогическое и санитарное просвещение родителей по вопросам здоровьесбережениия и формирования здорового образа жизни.
Для организации и проведения акции за пределами детского сада педагогами был разработан план мероприятий, который реализовывался по трем основным направлениям :
- организация воспитательно-образовательной работы с детьми;
- организационно-методические мероприятия с педагогическим коллективом;
- профилактическая работа с родителями по формированию навыков здорового образа жизни.
Дети совместно с воспитателями раздавали буклеты «Вредные привычки», «Сохраним елочку», «Легкие планеты», «Спорт-залог здоровья» и т. д.
Для осуществления физкультурно-экологической работы в нашем детском саду в достаточном количестве имеется оборудование, которое помогает более эффективно и интересно провести физкультурно-экологические занятия и физкультурно-экологические досуги : кегли, канат, обручи, мячи разного размера, флажки, самокаты, гимнастические палки, мишени для метания, санки, лыжи, лесенки-стремянки, скакалки. Так же мы используем нестандартное оборудование для заинтересованности детей : мешки, ложки, бутылочки с водой, платочки для глаз и наглядные пособия, включающие фотографии, картины, экологические костюмы и атрибуты.
При организации физкультурно-экологической работы в ДОУ скоординирована деятельность всего персонала - музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога дополнительного образования, воспитателей, учителя-логопеда, т. е. развито понимание и выполнение сотрудниками своих специфических в экологическом и физическом образовании функций.