Дроганова Ксения Витальевна
Развитие общения дошкольников со взрослыми и сверстниками
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие общения дошкольников со взрослыми и сверстниками.
У ребёнка до 7 лет сменяется 4 формы общения со взрослыми :
1. Ситуативно-личностная (до 6 месяцев) Ребёнок готов перестроить своё поведение в соответствии с поведением старшего партнёра. Мотив общения личностный. Общение происходит с помощью экспрессивно мимических средств. Функцией общения является комплекс оживления, в этом возрасте общение является ведущей деятельностью.
Публикация «Развитие общения дошкольников со взрослыми и сверстниками» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
2. Ситуативно-деловая (с 6 месяцев до 3 лет) Выражается в процессе совместных со взрослым действий и удовлетворяет новую потребность малыша- в сотрудничестве, на первый план выступают деловые мотивы. Дети могут выражать некоторые эмоции (обида, гнев, если поведение взрослого его не устраивает.
3. Внеситуативно-познавательная(3-7 лет) Совместная деятельность со взрослыми в познавательной форме. Ведущим мотивом становится-познавательный. Возникает потребность в уважении взрослого. Основным средством становится речь.
4. Внеситуатино- личностная (конец дошкольного возраста) Главным мотивом общения становится личностный. В общении преобладают темы о жизни, работе взрослых. Возникает потребность в взаимопонимании и сопереживании.
Отличительные особенности общения детей со сверстниками :
1. Эмоционально насыщенные контакты, сопровождающиеся импульсивной сменой. эмоций, криками, смехом, плачем, обзыванием друг друга, восхищением от новых игрушек.
2. Дошкольник в обществе детей более расковано высказывается, часто сопровождая слова кривлянием, необычными возгласами. Дети любят изобретать некие странные словечки.
3. Дети игнорируют принципы диалога. Им, главное, высказаться самим, чем выслушать приятеля. Отсюда так много непонимания между детьми.
4. Многофункциональность детского общения. Общение со взрослым служит для ребёнка источником информации, отделяющим положительное от негативного и оценивающим правильность действий.
Изменения в содержание и формах общения детей на протяжении дошкольного возраста
В 1,5 года происходит перелом в отношениях с ровесниками. Ребёнок хочет заинтересовать собой ровесника.
К 2 годам складывается первая форма общения эмоционально-практическая, ребёнок хочет, чтобы сверстник соучаствовал в шалостях, забавах.
С 4 до 6 лет у дошкольников наблюдается ситутивно-деловая форма общения. Потребность общения со сверстниками выдвигается на одно их первых мест, дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество.
С 6-7 лет наблюдается внеситуативно- деловая форма общения. Стремление к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативный характер.
Структура «детского коллектива» :
Формальная- создаётся, регулируется и является результатом педагога.
Такие как, временные коллетивные ошрганы, советы дел.
Неформальная- является результатом межличностного общения.
Такие как, малые контактные группы (дружба, симпатия, общественный интерес)
Сплатичивающее ядро- (староста, актив) наиболее деятельные, уважаемые ребята.
Качества, которые делают ребенка «популярным» в коллективе:
Общительность
Инициативность
Умение сопереживать другим
Доброжелательность
Трудности, которые возникают у дошкольников при «вхождении» в новый коллектив
Неготовность к взаимодействию со сверстниками
Неготовность налаживать отношения
Высокий уровень тревожности
Выработка нового режима дня
Рекомендации педагогу по гармонизации отношений в группе:
1. Необходимо улучшить эмоционально психологический климат группы, для того чтобы каждый ее член не чувствовал себя отстраненным и ненужным. При этом педагогам необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка, не допуская критичных замечаний при других детях, быть особенно внимательным к застенчивым и замкнутым детям.
2. Для улучшения социометрического статуса ребенка в группе сверстников необходимо коррекционное воздействие, целесообразным способом которого является «социальная терапия». Она заключается в применении взрослым положительных оценок, опирающихся на объективные оценки ребенка в общении и деятельности, направленным на переориентацию оценочного восприятия сверстников. Например, в ходе игры обращать внимание детского коллектива на удачные, и даже незначительные моменты в действиях отстраненного ребенка: «Ребята, посмотрите, как интересно Ваня придумал складывать кубики! Может ему нужно помочь?».
3. Непопулярность у дошкольников среди сверстников часто объясняется малообщительностью детей, а так же слабой выраженностью игровых мотивов, когда у детей наблюдается большая тяга к творческой деятельности, конструированию, но нет стремления к совместным играм. Внимание взрослого в данной ситуации должно быть ориентировано на личностные качества и внутренние переживания ребенка.
4. Эффективным приемом для гармонизации межличностных отношений всех членов детского коллектива является групповая игротерапия. Она заключается в правильной организации педагогом совместных игр, например, сюжетно-ролевая игра с правилами. Главная задача взрослого — правильно распределить роли среди детей, имеющих трудности взаимодействия со сверстниками, так, чтобы все члены группы были задействованы. Основными характеристиками совместной игры с правилами являются состязательные отношения между участниками, наличие реального результата — выигрыша, предметно обозначающего окончание деятельности, повторяемость неизменных по форме конов.
5. Как можно чаще разговаривайте с детьми. Если дети в таких беседах научатся выражать свои мысли и чувства, обсуждать самые разнообразные вопросы, для них не составят труда непринужденные разговоры с другими людьми.
6. Если дети не хотят рассказывать о плохих поступках, не настаивайте на этом. Тот факт, что он отказывается об этом говорить, уже свидетельствует, что он осознает неправильность своего поведения и в следующий раз не повторит подобного.
7. Разговаривайте с детьми, объясните достоинства дружбы. Ведь ребенку, точно так же, как и взрослому, необходимы друзья.
8. Научитесь правильно разрешать конфликт
9. Беседы ниа тему уважения к другим людям.
10Научить детей управлять своим поведением