Борисова Вера Николаевна
Упражнения для развития общей моторики
Упражнения на повышение уровня активации.
Данные упражнения повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащают его знания о собственном теле, развивают тактильную чувствительность.
1. Самомассаж ушных раковин. Мочка уха зажимается большим и указательным пальцами, затем ухо разминается по краю снизу вверх и обратно.
2. Самомассаж головы. Пальцы рук слегка согнуты. Плавными поглаживающими движениями обе руки двигаются от ушей к макушке.
Публикация «Упражнения для развития общей моторики» размещена в разделах
3. Сжав руку ладонью противоположной руки, массировать её, проводя ладонью от запястья и обратно, затем - от плеча до локтя и обратно. То же другой рукой.
В этот блок упражнений можно включить различные виды общих и точечных массажей, хождение босиком по поверхностям различной фактуры.
Упражнения,направленные на регуляцию мышечного тонуса.
Общий принцип этих упражнений - сильное напряжение мышц с последующим их расслаблением.
1. "Лодочка". Ребёнок ложиться на спину, вытягивая руки над головой. По команде одновременно поднимает прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение, лёжа на животе.
2. "Снеговик". И. п. - стоя. Детям предлагается представить, что они снеговики. Тело должно быть максимально напряжено, как замёрзший снег. Ведущий может попробовать "снеговика" на прочность, слегка подталкивая его с разных сторон. потом снеговик должен постепенно растаять превратившись в лужицу. Сначала "тает" голова, затем плечи, руки, спина, ноги.
3. "Дерево". Ребёнок сидит на корточках, голова спрятана в колени, колени обхватываются руками. Это семечко, которое постепенно прорастая, превращается в дерево. Дети очень медленно поднимаются на ноги, выпрямляют туловище, поднимают руки вверх. Тело напряжено, "дерево тянется к солнышку". От сильного порыва ветра дерево должно "сломаться". Ребёнок резко сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, руки и голову, в то время как нижняя часть туловища должна остаться напряжённой и неподвижной.
4."Кулачки".Ребёнок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать кисти рук, постепенно увеличивая темп. Выполняется до максимальной усталости кистей. после этого руки расслабляются и встряхиваются.
Упражнения для развития крупной моторики, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве.
1."Брёвнышко". Из положения лёжа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по нескольку раз сначала в одну, затем в другую сторону.
2. Рисование на доске, листе бумаги одновременно двумя руками. Обе руки сначала двигаются в одну сторону, затем в противоположные. Сначала ребёнок рисует прямые линии - вертикальные,горизонтальные, наклонные, затем разнообразные круги, овалы, треугольники, квадраты.
3. Ползание на животе. Сначала по - пластунски. Затем только на руках, ноги расслаблены. Затем только при помощи ног, руки за спиной.
4. "Червячок". Ползание на спине без помощи рук и ног.
5. "Ласточка". И. П. - стоя на одной ноге, вторая нога вытянута назад параллельно полу, туловище наклонено вперёд, руки в стороны. То же с закрытыми глазами. Сменить ногу.
Упражнения для развития пространственных представлений.
1. "Найди клад". В комнате прячется игрушка. Ребёнок должен найти её, ориентируясь на команды ведущего ("сделай два шага вперёд", "один на право" и тд.).
2. Графический диктант на листочках в клеточку.
3. "Зеркало". Упражнение выполняется двумя детьми. Сначала один ребёнок совершает медленные движения одной рукой, затем другой, затем двумя. Ребёнок зеркально повторяет движения.
Групповые игры.
1. Любые игры по типу "Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри".
2."Зоопарк". Ребёнок изображает различных животных или птиц. Остальные дети должны отгадать изображаемое животное.
3."Хлопки". Дети свободно двигаются по комнате. На один хлопок ведущего они должны - подпрыгнуть, на два - присесть, на три - встать с поднятыми вверх руками (или любые другие варианты движений).