Елена Серкова
Развитие общей и мелкой моторики детей дошкольного возраста как средства совершенствования речи
▼ Скачать + Заказать документы
Серкова Е. С.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 88» г. Братск
Проблема развития общей и мелкой моторики детей до-школьного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования.
Публикация «Развитие общей и мелкой моторики детей дошкольного возраста как средства совершенствования речи» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка нахо-дится на кончиках его пальцев».
А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки, видимой частью полушарий головного мозга.
Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.
Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребёнку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук, ног, туловища – можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом вы-полнять их.
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.
Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Теорией и практикой дошкольного образования установлено также, что систематическое использование разнообразных форм работы, направленных как на развитие общих движений кистей, так и на развитие тонких движений пальцев рук помогает детям в дошкольном возрасте быстрее освоить правильную речь.
Дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Введение игр, упражнений на развитие общей и мелкой моторики во все виды непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности в режимных моментах, предусмотренные программой. Обогащение предметно-развивающей среды.
Основные направления работы с детьми на занятиях – это использование системы «от простого к сложному», поэтому развивать мелкую моторику рук у детей начала с обучения приёмам самомассажа.
Пальчиковые игры, которые сопровождаются чтением народных стихов – потешек. Эти игры создают хорошую тренировку пальцев, учат улавливать ритм речи. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.
Оптимальный вариант развития общей моторики – это использование физкультминуток. Физкультминутку, как элемент двигательной активности, повышения работоспособности, снятия нагрузки. Проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие..
Ещё одним из приёмов развития точности и согласованности движений кистей рук является работа с мелкими предметами и мозаиками. Индивидуальная служит двум целям: развитию мелкой моторики и закреплению знаний по лексической теме; совершенствованию фонетика – фонетической сферы.
Овладевая видами продуктивной деятельности (леп-ка,рисование, ребёнок не научиться писать. Но всё это делает руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивает зрительный контроль за движением руки. Помогает образованию связи рука – глаз.
С развитием двигательных навыков тесно связано звуко-произношение, автоматизация звуков, формируется интонация, выразительность голоса, а так же мимики, пластика, точность и координация как общей, так и мелкой моторики.
Свободная самостоятельная деятельность обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его интересам и способностям. Воспитатель находится за кругом детской деятельности, обеспечивая предметную среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя её в соответствии с детскими интересами.
Список литературы:.
1 Галигузова Л. Н. Мещерякова С. Ю. Как развивается малыш в раннем возрасте.
2 Селиверстов, В. И. Речевые игры с детьми / В. И. Селиверстов.
3 Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е. А. Стребелевой. – М. : Академия, 2002. – 312
4 Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей / В. И. Яшина. – М. : Просвещение, 2007.
5 Ткаченко Т. А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007
6 Ткаченко Т. А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков", М. Издательство ЭКСМО, 2010
7 Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Москва, Издательство «Родни-чок», 1999