Елена Синяя
Развитие образной речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком.
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на обращенную к ним образную речь. Важно, чтобы дети и сами использовали доступные им образные средства родного языка. Образную речь ребёнка развивают на основе активизации его образного мышления, воображения. В процессе обучения дети овладевают умением использовать в монологической речи несложные образные описания, сравнения, эпитеты, а также различные интонационные оттенки.
Уже к старшему дошкольному возрасту речь у детей достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений; у детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Цель работы - создание педагогических условий, способствующих эффективному развитию образной речи детей старшего дошкольного возраста посредствам русской народной сказки.
Становление и развитие речи (словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны, умение создавать разные типы связного высказывания происходит в период дошкольного детства. Эти достижения ребенка так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, содержательность, точность, выразительность, и такого важного показателя речевой культуры, как образность.
Образность речи - это способность слова создавать наглядно-чувственные образы (картины) предметов и явлений окружающего мира.
Одним из наиболее эффективных путей развития образности речи дошкольников, исследователи Гурович Л. М., Лямина Г. М., Пастернак Н., Усова А. П., Шорохова О. А. признают использование фольклора.
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа.
Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать образность речи детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире.
Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать для развития образности речи детей дошкольного возраста.
Большой любовью пользуется у детей сказка. Как средство воздействия на ребенка, она обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Являясь произведением народного искусства, сказка несет в себе богатый духовный заряд, со словом связан целый мир образов, перенося ребенка в волшебные события, заставляет его переживать вместе с героями, что способствует развитию воображения и чувств. Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования образности речи. Именно в русской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображение. Чтение русских народных сказок раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что сказки оказывают свое влияние на язык ребенка. Сказки необыкновенно богаты фразеологическими оборотами.
Е. И. Тихеева отмечает, что читая сказку, педагог учит детей замечать художественную форму, выражающую содержание. Дети приучаются не только замечать богатство родного языка, но постепенно осваивают его, обогащают свою речь образными выражениями, литературными оборотами, учатся пользоваться ими при выражении своих мыслей и чувств. Ребенок усваивает родную речь, прежде всего подражая живому разговорному языку окружающих, который он слушает и образцам которого следует.
Образность в широком смысле этого слова - как живость, наглядность, красочность изображения - неотъемлемый признак всякого вида искусства, форма осознания действительности с позиций какого-то эстетического идеала, образность речи - частное ее проявление.
Е. В. Савушкин также признавала важность развития образности речи детей. Говоря об образной речи, она вкладывала в это понятие умение ярко, убедительно, и в то же время сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, точным словом, правильно построенным предложением воздействовать на слушателей. По ее мнению, образность предполагает и наличие эмоционально-экспрессивных средств выражения в речи в виде зрительных, слуховых, моторно-двигательных и других представлений.
Итак, говоря об образности речи, мы будем иметь в виду умение ребенка правильно использовать такие выразительные средства, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства.
Формирование образности речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образности речи возникает именно в старшем дошкольном возрасте.
В речи старших дошкольников возрастает количество распространенных предложений с однородными членами, увеличивается объем простых и сложных предложений, а к концу дошкольного детства ребенок овладевает почти всеми союзами и правилами их употребления.
Исследования А. М. Бородич, О. С. Ушаковой, показали, что детям дошкольного возраста еще недоступно понимание всех особенностей и тонкостей художественной речи, но овладение самыми элементарными средствами художественной выразительности вполне им доступно. Разумеется, никаких логических определений и терминов детям при этом не дается.
Художественная литература обогащает эмоции детей. Слушая чтение, рассказывание, дети сочувствуют герою, переживают вместе с ним его приключения, невзгоды и победы.
Художественная книга дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Лаконичный и точный язык детских рассказов Л. Н. Толстого, легкие и прозрачные стихи А. С. Пушкина, образный язык маленьких описаний К. Д. Ушинского, выразительный, меткий язык народных сказок о животных, насыщенный сказочной «обрядностью» язык русских народных волшебных сказок, простой и вместе с тем богатый, с большой долей юмора современный язык в произведениях Маршака, Михалкова. Достаточно и этих примеров, чтобы показать богатство русского языка в произведениях художественной литературы и фольклорного жанра.
Современным детям доступны разные виды культуры - визуальная, электронная, книжная. Однако каждая из них перенасыщена образцами так называемой массовой культуры - боевиками, триллерами, эротикой и т. п. Детей необходимо не только оградить от низкопробных «творений», но и увлечь полезным чтением, способствующим духовно-нравственному развитию, задающим высокие идеалы добра и красоты, мира и согласия.
Но как это сделать? Прежде всего, рядом с ребёнком должны быть умные, авторитетные взрослые, которые могут направлять его читательский и познавательный интерес. В такой роли в разное время или одновременно выступают родители, педагоги, библиотекари.
Исследователи полагают, что чудеса необходимы в сказке для того, чтобы пояснить необъяснимое: мгновенные перемещения, превращения, победа слабого над сильным. При этом заслуги самого героя ничуть не умаляются: ведь помощь чаще всего он получает за свою доброту, энергичность, трудолюбие, отвагу. Емеля пожалел щуку, Иван – царевич отпустил медведя, зайца и селезня. На протяжении сказки решается вопрос о ценности героя, он совершает ошибки и исправляет их, проходит множество испытаний, прежде чем получает заслуженную награду. Для того, чтобы добро восторжествовало, герою приходится приложить немало усилий, а подчас измениться самому. Сказка не просто констатирует победу добра над злом, не просто удерживает веру в торжество справедливости. Она показывает нелегкий путь к этому справедливому положению вещей и тем самым формирует представление о том, каким должен быть и как должен поступать человек, иначе говоря – всю систему этических ценностей. Несмотря на всю свою фантастичность, сказка не совсем оторвана от действительности, в ней нашли отражения древние народные верования и обычаи, а также представления наших предков о мироустройтве. И хотя главная мысль сказки не нова, она ничуть не тускнеет от многократных повторений: человеческие возможности не ограничены, а добро обязательно восторжествует над злом.
Литература:
1. Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения родному языку. - М. : Педагогика, 2008. – 160 с.
2. Боша Р. П. Использование латышской народной песни в формировании образной речи старших дошкольников : Дис. канд. пед. наук. - М., 1988. -143 с.
3. Выготский Л. С. Мышление и речь — В кн. Избранные психологические исследования. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2001.- 355 с.
4. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М. 2011. – 170 с.