Елена Ерофеева
Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости. К сожалению, в последнее время всё больше родителей чересчур опекают своего ребёнка. Некоторые родители зачастую делают всё за детей (одевают, кормят, считая, что их ребёнок еще очень маленький. Это приводит к тому, что у ребёнка не развивается самостоятельность в навыках самообслуживания.
Публикация «Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста процесс длительный и требующий от окружающих взрослых не только терпения, но и определенных знаний о физиологических и психологических особенностях детей 2-3 лет. Самообслуживание включает в себя освоение навыков:
• приема пищи;
• раздевания и одевания;
• гигиены тела;
• опрятности.
Самообслуживание связано с простыми операциями, что облегчает выполнение действий по умыванию, одеванию, приёму пищи.
Основные навыки самообслуживания:
I. Навыки опрятности:
1. При небольшой помощи взрослых пользоваться:
носовым платком;
полотенцем;
горшком;
расчёской;
салфеткой.
2. Замечать непорядок в одежде, устранять его при небольшой помощи взрослых.
II. Навыки приёма пищи:
1. Жевать с закрытым ртом.
2. Пользоваться ложкой (умение держать ложку, набрать в неё еду, поднести ко рту).
3. Пить из чашки, держа её двумя руками.
4. Брать самостоятельно, откусывать кусочки хлеба.
III. Навыки одевания и раздевания:
1. Умение одевать (снимать) различные предметы одежды в определённой последовательности при небольшой помощи взрослых.
2. Застёгивание пуговиц, завязывание поясков, бантов на одежде при небольшой помощи взрослых
Показатели нормы овладения навыками самообслуживания:
1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев:
Самостоятельно ест ложкой любую пищу.
Имеет навыки поведения за столом: берет хлеб, пользуется салфеткой, старается есть аккуратно.
Проявляет интерес к своей одежде, радуется новым нарядам.
Самостоятельно снимает (стягивает) и надевает шапку, носки и обувь.
Обращает внимание на грязное лицо, руки.
Контролирует физиологические потребности (заранее сообщает взрослому характерным словом).
Проявляет желание многое делать самостоятельно.
Знает место хранения одежды, игрушек, книг и других вещей.
Вместе со взрослым может частично убирать игрушки на место.
1 год 9 мес. - 2 года:
Проявляет самостоятельность во многих бытовых ситуациях.
Знает, что перед едой надо мыть руки и моет их, вытирает полотенцем с помощью взрослого.
Ест аккуратно, не обливаясь. Пользуется салфеткой.
Для приема пищи садится за стол.
Самостоятельно одевается (натягивает носочки, шапку, юбку, шорты, обувь (с небольшой помощью взрослого). Частично раздевается.
При напоминании пользуется носовым платком.
Знает место одежды, обуви, посуды, игрушек.
Вместе с взрослым может убрать игрушки.
Контролирует физиологические потребности.
Радуется новой одежде, любит наряжаться и «быть красивым».
Освоение навыков самообслуживания приобретает важное значение для ребенка 3-х лет. В этот период он заявляет себя как личность, стремится быть независимым, все хочет делать сам. Только развивая навыки самообслуживания, малыш почувствует свою самостоятельность. Очень важное значение приобретает овладение навыками приема пищи, умением одеваться, «проситься в туалет» в то время, когда ребенок идет в детский сад. Воспитатель не сможет уделять ему столько же внимания, сколько мама, а значит, многие вещи ребенку придется делать самому. Важно помочь ребенку освоить основные навыки приема пищи, гигиены тела, туалета, одевания и раздевания.
В 3 года ребенок обладает следующими навыками самообслуживания:
1. помогает убирать со стола;
2. переносит что-либо из одной емкости в другую;
3. ест сам, но неаккуратно;
4. пользуется вилкой и ложкой;
5. сам моет руки с мылом;
6. под присмотром взрослого ходит в туалет (снимает штанишки, садится на унитаз, надевает штанишки сам);
7. застегивает и расстегивает большие пуговицы;
8. надевает обувь;
9. расстегивает и застегивает молнию (неразъемную) ;
10. благодарит после еды без напоминания;
11. сам пьет из сосуда или струи;
12. сам пользуется туалетом;
13. чистит зубы под присмотром;
14. сам сморкается или напоминает о необходимости высморкаться;
15. самостоятельно застегивает и расстегивает разъемную молнию.
Самообслуживание является основным видом труда ребёнка раннего возраста.
Комплекс дидактических игр направленных на развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
1. Дидактическая игра: «Водичка, вода!»
(Воспитатель показывает ребятам двух кукол и поясняет, что куклы хотят кушать, но у них грязные руки и лицо. Воспитатель спрашивает: «Что необходимо им сделать? Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: «Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!» Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку «Водичка, водичка»).
2. Дидактическая игра: «Чистые ручки»
Воспитатель говорит детям: «Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки». Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит детей.
3. Дидактическая игра: «Лодочки»
Воспитатель поясняет детям, что при мытье рук необходимо соблюдать определенную последовательность действий: засучить рукава (взрослый произносит потешку: «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит»; открыть кран; сложить ладони рук «лодочкой»; подставить руки под струю воды; закрыть кран; вытереть руки полотенцем. Затем ребенку предлагают выполнить действия самостоятельно, подражая воспитателю, который контролирует действия ребенка.
4. Дидактическая игра: «Перчатки»
Воспитатель подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить самостоятельно эти движения. Движения необходимо повторять до тех пор, пока не образуется пенка. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: «Вот, какие у нас перчатки - белые!» Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:
Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В кране булькает вода.
Очень даже здорово!
Моет рученьки сама Машенька Егорова (взрослый называет имя ребенка). Знаем, знаем да, да, да!
Где тут прячется вода!
В конце игры воспитатель хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются
совместные действия взрослого и ребенка.
5. Дидактическая игра: «Чистюля»
Воспитатель приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т. д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку: Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку.
Нет, не понемножку - посмелей,
Будем умываться веселей!
В конце умывания воспитатель учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: «Ай, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!»
6. Дидактическая игра: «Делаем прическу»
Воспитатель демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: «Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!» Воспитатель расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.
7. Дидактическая игра: «Юный доктор»
Воспитатель демонстрирует детям куклу и говорит: «Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!» Воспитатель произносит потешку:
Маша заболела, трудно ей дышать,
Мы платочком будем носик вытирать!
Воспитатель показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.
8. Дидактическая игра: «Курносики»
Воспитатель произносит потешку, демонстрируя каждое действие: Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана,
Будем нос им вытирать (показывает действие с платком,
Чтобы носик, наш курносик,
снова чистым был опять (убирает платок в карман).
Воспитатель просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.
9. Дидактическая игра: «Маша растеряша»
Воспитатель достает раздетую куклу, кукольные вещи и просит ребенка помочь ему одеть куклу: «Кукла Оля не может одеться сама, ей холодно, давай оденем Олю, ей будет тепло! Сначала надо одеть трусики, потом майку, а затем платье». Взрослый предлагает ребенку одевать куклу, соблюдая последовательность. В случае необходимости применяются совместные действия.
10. Дидактическая игра: «Оденемся на прогулку»
Воспитатель предлагает малышу одеваться на прогулку: раскладывает перед ним вещи и объясняет, что каждый предмет одежды надо надевать на определенную часть тела. Ребенок одевается, если он испытывает затруднения, взрослый помогает ему, обращает внимание на способ застегивания - липучки.
11. Дидактическая игра: «Пара»
Воспитатель вводит ребенка в игровую ситуацию: «Маша - растеряша разбросала свою обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один ботинок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где найти!» и т. д. Ребенку предлагается помочь Маше найти нужную пару обуви. Воспитатель показывает один ботинок, предлагает найти его пару и т. д. Далее взрослый предлагает ребенку примерить Маше найденную обувь.
12. Дидактическая игра: «Оденем кукол»
Воспитатель предлагает детям одеть кукол и покатать их в колясках, говорит: «Смотри, какая у кукол красивая одежда!», вместе с детьми рассматривает каждый предмет, обращает их внимание на застежки и демонстрирует способы застегивания. Детям предлагается самостоятельно одеть кукол, после чего покатать в коляске.
13. Дидактическая игра: «Обед»
Воспитатель просит ребенка накрыть стол для кукол, показывает необходимые предметы и действия с ними. Затем предлагает ребенку посадить кукол за стол и угостить обедом.
В успешном развитии навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно всё: удобная одежда и обувь. Самое главное проявлять терпение и не делать за ребёнка то с чем он может справиться сам. Постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребёнка представляет известную трудность, он делает вместе с взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых. Самообслуживание позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость.